Замок и парк Во-ле-Виконт — как добраться из Парижа, Франция. Рассказ про путешествие по городам возле Парижа: отчёт о поездке в Мелен и дворец Во-ле-Виконт Виконты франции
Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы.
А. Дюма.
Десять лет спустя, часть V, глава XL
.
Эта история началась с зависти. Всесильный Людовик XIV позавидовал своему министру финансов Николя Фуке и на долгие годы упрятал несчастного в тюрьму. С тех пор многие французские историки считают, что Железная маска - вовсе не брат-близнец короля, как полагал Александр Дюма, а суперинтендант финансов и обладатель великолепнейшего дворца в Во ле Виконте Николя Фуке.
Именно дворец в Во ле Виконте вызвал наибольшую зависть Короля-Солнца, да такую сильную, что при постройке Версаля над Людовиком словно нависал призрак Во ле Виконта. Король всячески пытался превзойти Фуке, создавшего у себя одно из архитектурных чудес света. В результате сложилось парадоксальное мнение, что Версаль - лишь слабое подобие Во ле Виконта.
Во-ле-Виконт (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) — классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена в 1658—1661 для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV.
Николя Фуке
Если у Во-ле-Виконта и есть какой-нибудь недостаток, то это чрезмерная роскошь. Замок Во-ле-Виконт, из-за которого лишился сна «король-солнце», построил в 50 километрах от столицы самый богатый человек Франции — суперинтендант финансов Николя Фуке. «Творение трех Ле» спроектировал архитектор Лево, декорировал художник Лебрен, а сады перед замком разбил никому тогда не известный Ленотр (для этого пришлось стереть с лица земли три деревни).
В 1641 году 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного
.
Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца.
Архитектор Луи Лево
Шарль Лебрён,художник по инртерьерам
17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен.
.
Но вместо того чтобы польстить королю, устроенный в его честь праздник с ужином на золотой посуде и необыкновенными фейерверками больно задел самолюбие Людовика. Перед его глазами маячили обветшалый Лувр и собственная нищета, едва прикрытая геральдическими лилиями.
Монарх так и не лег в приготовленную для него постель и уехал на следующий день, не сказав ни слова благодарности. Как едко заметил Вольтер , «когда праздник начался, Фуке был на вершине мира, а когда закончился — стал ничем». Уже через три недели суперинтендант финансов был арестован капитаном королевских мушкетеров Шарлем д"Артаньяном.
Судьбы опальных олигархов и в XVII веке мало чем отличались от сегодняшних — судебное преследование, тюрьма и, если повезет, изгнание. На долю Фуке выпало пожизненное заключение в крепости Пиньерол
Король конфисковал Во-ле-Виконт; команда Лево, Ленотра и Лебрена перешла на постройку королевского дворца в Версале. Сам Фуке умер в заключении в 1680 году, но его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно.
Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян
Клод Виллар
После смерти сына Фуке замок перешёл к маршалу де Виллару, после него к Шуазелям. В 1840 году герцог Шуазель-Прален убил в замке свою жену; усадьба опустела на 30 лет.
К концу XIX столетия дворец пришел было в упадок, но тут на сцене появился меценат и промышленник Альфред Сомье, который купил Во ле Виконт и превратил его в один из наиболее выдающихся частных музеев Франции. Конечно, Сомье восстанавливал Во ле Виконт не только для Франции, но и для себя, но благодаря его стараниям выиграла именно belle douce France, получившая в подарок восхитительный дворцово-парковый комплекс.
Нынешний владелец замка и окружающего его поместья в 6000 гектаров французский сахарный король Жан Сомье — человек с куда более счастливой судьбой. Он свободен, здоров и охотно демонстрирует всем свое богатство, открыв Во-ле-Виконт для посетителей. Первое впечатление от замка — восторг. Все, как и 300 лет назад, и только спрятавшаяся у лесной опушки автостоянка ненароком напоминает, что на дворе уже XXI век.
Интерьеры парадных залов первого этажа — сплошь позолота, обилие картин и статуй.
На втором — жилые покои. С третьего этажа, ранее предназначавшегося для слуг, можно подняться на крышу, ремонт которой, как говорят хозяева, сущее разорение. А подняться непременно стоит — хотя бы ради того, чтобы полюбоваться открывающейся сверху панорамой.
Стоящее слева длинное здание — бывшие конюшни, где сегодня выставлено несколько десятков роскошных карет. Напротив — оранжереи. Это про них спустя полвека после посещения Во-ле-Виконта стареющий «король-солнце» с сожалением сказал своим придворным: «Ах, вы не пробовали чудесных персиков из оранжерей господина Фуке. Вы для этого слишком молоды».
Парк
Плансадово-паркового участка
Но все-таки самое лучшее, что можно увидеть сверху, — великолепный парк, послуживший образцом при создании версальского ансамбля. Его фонтаны, в середине XVII века казавшиеся чудом и восхищавшие всех королей и принцев Европы, остаются чудом и сегодня.
По выверенным с геометрической точностью парковым аллеям, обрамленным живыми изгородями и цветочными клумбами, Фуке лично сопровождал Людовика, сгорающего от зависти. Чувство, конечно, не самое лучшее, но каждый, кто побывает в Во-ле-Виконте, сможет понять юного короля.
Усыпанные мелким щебнем дорожки, по которым в наши дни посетители ездят на взятых напрокат юрких электромобилях, обрываются у берега широкого канала. Как и в прежние времена, по нему плавно скользят лодки в форме огромных лебедей. Желающие могут продолжить прогулку на другом берегу, поднявшись по зеленой подстриженной лужайке к белой беседке-ротонде в дальнем краю парка.
Во-ле-Виконт впервые со всей полнотой отразил традиции французского регулярного барочного сада с замком (или, если хотите, замка с садом). Вся композиция состоит из трех частей: замок с парадным двором и примыкающими службами; сад по другую сторону замка с цветниками, беседками, фонтанами и прочими устройствами для увеселения; лесопарк, окружающий замок и сад. Основу сада составляет обширный партер по обе стороны главной оси композиции.
Во партер протянулся на 1200 метров от замка до статуи Геркулеса, зрительно завершающей парк. Партер (французское "на земле") - это всегда плоская, регулярно распланированная часть сада. Элементы партера Во исключительно разнообразны.
Рядом с замком симметрично к главной оси лежат цветочные "кружевные" партеры сложного рисунка, четко выделяющиеся среди почти монохромной зелени остальной плоскости большого партера. В садах Во можно найти все основные разновидности партеров. Здесь есть и партеры с арабесками - сложным орнаментом, сделанным из низко стриженного кустарника; партеры со скульптурой, фонтанами, водные партеры и, наконец, зеленый ковер перед изваянием Геркулеса.
Отдельные элементы партеров разнообразны, композиционно выразительны сами по себе. В целом они составляют обширную стройную систему с ярко обозначенными пространственными доминантами. Формирование среды во французском саду идет по линии подчинения природы геометрическим формам, противопоставляемым свободным мягким линиям полей, лесов и рек.
Важное место в композиции барочного сада занимает вода. Блестящая выдумка Ленотра -
Большой канал, <¢er> идущий поперек главной оси. Его нужно не спеша обходить вокруг, любуясь при этом динамической сменой разнообразных пейзажей. Правда, для особо важных лиц была оставлена и маленькая "лазейка": канал можно было пересечь на лодочке, следуя вдоль главной оси.Для этого в набережной канала есть специальные ступеньки. Особое место занимает канал, окружающий замок: он напоминает могучие рвы средневековых крепостей, хотя и стал чисто декоративным элементом.
Партеры и замок со службами окружены лесопарком. Высокая зелень деревьев похожа на стены, ограждающие ухоженные, филигранно отделанные партеры. Фрагменты парка, ограниченные вертикальной зеленью, называют боскетами. Они могут быть сформированы стриженными под стенку деревьями, высокими кустарниками, растениями, вьющимися по деревянным решеткам
.
Партеры и боскеты образовывали как бы залы, комнаты, уютные кабинеты под открытым небом. Зеленые уборы барочных садов немыслимы и без фигурно выстриженных кустарников и деревьев - "топиари". В Во пирамидки топиари тактично и выразительно подчеркивают основные членения большого партера.
Весь комплекс Во-ле-Виконта занимает площадь около 100 га, растянувшись с севера на юг на два с половиной километра. В эту территорию входит и лесопарк. Его пронизывают просеки, в нем есть уютные уединенные поляны. Границы лесопарка были весьма условными, он незаметно переходил в леса и поля охотничьих угодий.
Композиционный и смысловой центр Во-ле-Виконта - замок. Он принадлежит к числу лучших произведений французской архитектуры своего времени. Удивительно красивые пропорции замка и парадного двора перед ним, гармония форм и постройки в целом, ее деталей вызывают то неповторимое чувство эстетического наслаждения, которое человек испытывает в общении с шедеврами искусства.
Драгоценное ожерелье парка воспринимается как необходимая и неотъемлемая часть всего ансамбля Во. Ощущение единства построек и парка, гармония природы и архитектуры ставят ансамбль на важное место в ряду европейской архитектуры.
Замок имеет три этажа. Первый - главный этаж. Широкие лестницы курдонера ("почетного" или парадного двора) ведут в торжественный входной зал. Следуя дальше, посетитель входит в Большой Салон - высокий двусветный овальный зал, из которого раскрывается волшебная перспектива большого партера.
По сторонам двух главных помещений находится ряд других парадных залов. Самый важный из них - королевская спальня
.
Она примыкает к Большому Салону, изысканно декорирована, потолок ее сделан Лебреном. Фуке сам подбирал для этой спальни гобелены у знаменитого мастера Луки де Лейде. Именно из этой спальни, по версии Дюма, был похищен Людовик XIV и обменен на своего брата - "Железную маску"
Овальный зал
. В некоторых залах парадного этажа размещены группы восковых фигур, изображающих Фуке, короля и его двор. Может быть, этот прием и нарушает чистоту музейного показа интерьеров, но есть в нем и привлекательная сторона. Небольшие, удачно поставленные группы фигур дополняют ощущение полного романтики XVII века, которое испытываешь, находясь в замке
.
Изысканный вкус нигде не изменяет авторам интерьеров. Богатство пластики и цвета каждого из залов не противоречит гармонии архитектурного решения помещений и в то же время не нарушает композиционного единства всей анфилады. Второй этаж логично продолжает композиционный ряд залов первого этажа. Жилые комнаты здесь скромнее, но нисколько не уступают в отделке и мастерстве исполнения. Изящные, утонченные интерьеры первого и второго этажей представляют яркий контраст цокольному, служебному этажу.
Закулисная жизнь волшебного замка полна интереснейших подробностей. Об одной кухне (знаменитой французской кухне!) можно было бы написать целую поэму. Кроме того, цокольный этаж занят бесконечными кладовыми, дежурными комнатами стражи, винными погребами, наконец, таинственные подземные ходы уводят из замка в здания хозяйственных дворов и дальше - в парк, в лес, - кто знает, куда. Хозяйственные постройки стоят отдельного упоминания.
Внутри они строго рациональны, без ненужного декора. Что же касается внешнего вида, то они гармонично вписаны в ансамбль парка и замка, подчеркивая их значимость и не уступая в то же время в качестве оформления. Каждая деталь ансамбля Во, будь то наличник окна или колесоотбойная тумба, представляет собой маленький шедевр искусства. И это в немалой степени способствует тому неповторимому ощущению соприкосновения с прекрасным, которое остается после визита в Во-ле-Виконт.
Замечательное творение Ленотра и Лево оказало огромное влияние на развитие ландшафтной архитектуры #226;teau_de_Vaux-le-Vicomte%2C_septembre_2005_02.jpg border= ¢
Я наконец сподобилась написать про посещение Во-ле-Виконта, замка рокового для его владельца - сюринтенданта финансов короля-Солнце Николя Фуке. Все, кто читал или смотрел "10 лет спустя, или Виконт де Бражелон", знают, что замок этот был предвестником Версаля. Именно с его конфискации началось строительство королевской резиденции. Именно авторы Во-ле-Виконта: Луи Лево, Шарль Лебрен и Андре Ленотр - были главными строителями Версаля.
Доехать до замка очень просто: от Лионского вокзала до вокзала Мелена (gare de Lion - Melun), а от вокзала ходит автобус до замка, расписание которого есть на официальном сайте замка. Замок находится в частном владении, стоимость билета сравнима с тем же Версалем, но он стоит этих денег (хотя с этим не все согласны))).
Если вы не успели утром покушать и прибыли в замок прилично оголодавши, можете сразу подкрепиться в местном кафе:
Мы скушали там по невероятно нежной свиной рульке с картошкой фри. Очень сытно и очень вкусно!
После кофе на террасе пошли мы дальше, смотреть замок. Сначала проходите через этот двор
и, пройдя под аркой, поворачиваете направо, в бывшие конюшни замка, где сейчас находится музей экипажей.
Конюшни достаточно большие по протяженности, и экспонатов там не мало. Старинных карет времен Фуке нет, все более позднее, но все равно очень интересно.
Очень понравились помещения с обстановкой:
Сам замок очень маленький по сравнению со своим младшим братом, но он невероятно красив своей полной симметричностью и компактностью. И он более домашний, чем помпезный Версаль.
Задержимся на ступеньках входа
Итак, мы внутри. Ну что же, начнем впитывать дух опального замка, за строительство которого Фуке поплатился свободой. Вот сам сюринтендант финансов.
А вот молодой король, который позавидовал богатству своего министра. Не безосновательно позавидовал между прочим: королевская казна в это время пустовала, а министр, понимаешь, такие праздники закатывает в своем новом имении.
И кардинал Мазарини, при котором Фуке начал проворачивать финансовые махинации с казной, не забывая отстегивать и кардиналу, и королевской казне, ну и себе любимому)))
Архив в прихожей сюринтенданта, принадлежавший следующему владельцу замка - маршалу де Виллару. Надо сказать, что конфискованный дворец через 10 лет был возвращен супруге Николя Фуке, но возвращен уже в разграбленном виде: все ценности были перевезены в строившийся Версаль. А после смерти сына Фуке замок перешел во владение маршала де Виллара. В архиве на коробках надписи: земли сеньории Во-ле-Виконт, земли сеньории Бланди и Муазене и другие.
О! Тут получилось поймать в кадр девочку в платье принцессы))) На входе для детей можно попросить костюмы. Там были еще два мальчика в костюмах мушкетеров, но поймать их в кадр было не возможно, они носились по комнатам как угорелые)))
А мы попадаем в следующую комнату: кабинет Фуке. Фотка получилась плохая, уж простите (((
За кабинетом идет спальня Фуке, которая потом была и комнатой маршала Виллара в 1705 году, ну и остальные владельцы тут пожили)))
Потолок и гобелены спальни.
Кто помнит про остров Бель-Иль, где нашел свою смерть Портос в погоне за Арамисом? Это план цитадели Бель-Иль, которую также построил Фуке, не сам, конечно, булыжники ворочил, но был владельцем и платил точно он)))
1641. Двадцатишестилетний парламентарий Николя Фуке приобрел феодальное поместье Во ле Виконт Франция . За двадцатилетие он сделал строение, а также окружающий его сад уникальным шедевром. Впервые исторически дальновидный владелец объединил таланты архитектора Луи Лево, художника-декоратора Шарля Лебрена, садовника Андре Ленотра.
1661. Став жертвой заговора, Николя Фуке был приговорен к пожизненному заключению. Король Людовик XIV опечатал замок Во ле Виконт, отобрав большую часть имущества, включая даже апельсиновые деревья.
Интересно. В 1998 году территория шато, служившего резиденцией Людовика XIV, была предоставлена для съемок фильма "Человек в железной маске".
Было потрачено десять лет на попытки мадам Фуке совместно со своим старшим сыном восстановить поместье. В 1705 после смерти сына она вынуждена отказаться от любимого творения мужа.
Маршал Франции де Виллар стал собственником архитектурного шедевра даже без осмотра, наслаждаясь его очарованием длительное время. С 1764 Дюк де Праслен, его потомки обладали дворцом Фуке Во ле Виконт более одного века, категорически отказываясь его продавать.
К июлю 1875, когда дворец опустел, а стилизованный а-ля-франс парк казался далеким воспоминанием, имение было выставлено на аукционные торги. Любитель искусства Альфред Соммье приобрел, начав целеустремленную деятельность по реставрации первозданной красоты. После его смерти эта задача легла на плечи прямых наследников, Патрис и Кристины-де-Вогюэ. Их внуки продолжают начатое более 140 лет назад дело.
Достопримечательности Во-ле-Виконт
- Замок во Франции Во-ле-Виконт доступен для рассмотрения по четырем уровням, оформленным, как если бы парламентарий, члены его семьи недавно ушли. Первый этаж турист проходит от большой Квадратной Комнаты до Салона Муз. Здесь расположены интерьеры стилистики барокко. Второй этаж занимают апартаменты супружеской пары Николя Фуке, украшенные произведениями декорирования особняка семнадцатого века. В подвалах происходит погружение в закулисную жизнь: «Зал для прислуги», кухни, погреб. Находясь на круглой площадке купола можно рассмотреть все окрестности с высоты более 25 метров над землей.
- Классический парковый ансамбль занимает пятьсот гектаров, огорожен тринадцатикилометровой стеной.
- Сад Во-ле-Виконт представляет собой фундаментальный образец французского флористического стиля. Гений создателя Андре Ленотра объединил первый раз на большие масштабы все наработанные технические, научные, художественные произведения своего времени из области садового искусства. Существуют два маршрута прогулки. Для младшей возрастной категории организовано свое поле, где они гуляют, отвечая на вопросы занимательной игры.
- Музей экипажей представляет коллекцию красивых старых моделей авто, экипажей при больших конюшнях дворца Во-ле-Виконт . Кареты, колесницы, лошади ожили благодаря золотым рукам кузовных дел мастеров.
Чем знаменит дворец
- Комната муз посвящена девяти греческим покровительницам творчества. На потолке располагается произведение Шарля Лебрена – восьмиугольная масляная картина размером 4м на 4 м «Торжество верности», отголосок верности Фуке королю Луи XIV времен противоправительственной Фронды.
Исторический факт. Комната имеет помост, послуживший сценой Мольеру с его театром 12 июля 1661 для представления «Школы мужей» перед членами приглашенной королевской семьи. Потолок этой ниши украшает второй масляный холст Лебрена «Ночь».
- По субботам с 6 мая по 7 октября 2017, организаторы предлагают своим посетителям Вечера при свечах: мерцание двух тысяч свечей освещает поместье, растительные композиции, водные каскады. Новшество этого года: к завершению вечера посетитель, выбранный по жребию, будет иметь возможность дать старт началу фейерверка к 23.00.
- Водные представления, при которых задействованы все многочисленные бассейны, фонтаны, каскады проводятся каждую вторую и последнюю субботы с 13 мая по 30 сентября, с 15 до 18 часов: уникальный момент для созерцания французской красоты.
Как добраться
На общественном транспорте
5 рейсов ежедневно между Парижем и Vaux-le-Vicomte с Восточного вокзала: необходимо сесть на поезд линии P (направление Прованс) от Восточного вокзала. Доехать до железнодорожного вокзала SNCF. Поезда курсируют каждые 60 мин, продолжительность 35 минут (на сайте SNCF можно просмотреть график в направлении P).
Затем взять трансфер Châteaubus. Автобус находится перед выходом из вокзала. Внимание: оплата наличными!
Возможно заказать такси от станции Мелён до пункта назначения Во-ле-Виконт (расстояние: 8км).
Внимание! Для собственной безопасности советуют отдавать предпочтение официальным комфортабельным такси.
На автомобиле (бесплатная парковка)
50 минут от Парижа по трассе А4 или А6, а затем № 104 и A5 в направлении Труа (Выход № 15-Сен-Жермен-де-Лаксис) Расстояния: из Парижа - 50 км, от станции Мелён - 6 км, от Фонтенбло - 20 км, от аэропорта Орли - 40 км, от аэропорта Руасси-Шарль-де-Голль - 55 км.
Трансфер из столицы
Париж –Во-ле-Виконт – Фонтенбло – Париж
Пакет включает проезд туда/обратно от центра столицы (2-ая улица Пирамид – 1-ый округ) + экскурсии с аудио-гидом: замковые сооружения Во-ле-Виконт и Фонтенбло. Отъезд 9.15 – возвращение18.15, ежедневно с 25 марта по 31 октября, кроме вторника.
На автомобиле ВИП-обслуживания
Перевозки на роскошном автомобиле с частным водителем из Парижского отеля и обратно, включая проведение всех предлагаемых экскурсий:
Цена от 151 EUR за человека (в зависимости от количества человек).
На вертолете агентства Euroscope
Вылет – 10.00. Длительность полета – около 4 часов.
Стоимость из Парижа до Во-ле-Виконт – 899 EUR;
Стоимость полета в прямом и обратном направлении – 1282 EUR.
Экскурсии в Во-ле-Виконт
Часы работы
- начало работы – 10.00;
- кассы работают до 17.00 (покупка билета во внутреннюю экспозицию), до 17.30 (покупка билета в сад);
- последний заход в замок - 17.15;
- закрытие - 19.00.
В дни вечеров при свечах (вторая и последняя субботы месяца):
- начало работы – 10.00;
- кассы работают до 23.00;
- последний заход - 23.30;
- закрытие - 24.00.
С 25 ноября 2017 по 7 января 2018 все выходные дни, а также школьные каникулы, исключая праздничные дни:
- начало работы – 11.00;
- кассы работают до 17.45 (кроме 24 и 31 декабря – 16.45);
- последний заход в замок - 18.00 (исключая 24 и 31 декабря – 17.00);
- закрытие - 19.00.
Стоимость указана в EUR
Мероприятия |
Ежедневно (по графику работы) |
Дни вечеров при свечах |
экскурсии во время событийных мероприятий (Пасха, Новый год, Рождество) |
|
Экскурсия в Во ле Виконт с прохождением замка, сада и музея экипажей |
взрослые от 18 лет |
|||
льготный тариф для студентов |
||||
дети от 6 до 17 |
||||
бесплатно |
||||
семьи (2 взрослых и 2 детей от 6 до 17 лет или 1 взрослый и 3 детей от 6 до 17) |
||||
инвалиды |
||||
Экскурсии по саду |
взрослые и дети до 18 |
|||
инвалиды |
||||
Парковка |
бесплатно |
Address: 77950 Maincy, France
Phone: +33 1 64 14 41 90
Панорама усадьбы
Вторым замком дня стал Во-ле-Виконт. Если про Фонтенбло я и раньше знал, то о Во-ле-Виконт услышал впервые. Эта усадьба-дворец XVII века расположена около города Мелён как раз между Фонтенбло и Парижем...
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Замок был построен в 1658-61 гг. для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV .
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
В 1641 г. 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного дворца Франции, пригласив трёх крупнейших профессионалов своего времени - архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Входной билет в замок и парк стоит 16 евро.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Здесь можно увидеть портрет самого Николя Фуке (1615-80).
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Кардинал Мазарини сделал Фуке суперинтендантом финансов в 1653 г.
Комната Николя Фуке (Сhambre de Nicolas Fouquet)
Управление Фуке ознаменовалось приведением финансов в полное расстройство и систематическим расхищением государственной казны.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Сначала его сдерживал другой суперинтендант, Сервиен, но после смерти последнего в 1659 г. грабежу уже не было больше пределов.
Спальня
Одна из самых красивых комнат дворца - комната муз (её украшают изображения 8 муз). 5 гобеленов посвящены богине Диане.
Комната муз (Chambre des muses)
С 1654 г. Фуке перестал вести ведомость получаемых доходов, тратя громадные суммы на постройки, празднества, любовниц и шпионов.
Кабинет игр
Фуке окружали художники и писатели, которым он покровительствовал (Мольер , Лафонтен и др.).
Библиотека
Даже король Людовик XIV прифигел от роскоши дворца и задался вопросом - на какие шиши это всё отгрохано?
Комната Людовика XIV
Фуке посылал королю финансовые ведомости, уменьшая цифры расходов и увеличивая цифры доходов, и не подозревал, что король вместе с главной правительства Кольбером стал тщательно проверять эти ведомости. Судьба Фуке была решена.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
В итоге, в 1661 г. Николя Фуке был арестован (кстати, всем известным нам дАртаньяном).
Буфетная
Последние 15 лет жизни Фуке провёл в заточении в замке Пиньероль (ныне город Пинероло около Турина). По одной из версий именно он является таинственным узником в железной маске.
Железная маска (Le masque de fer)
Кстати, в Во-ле-Виконт снимались сцены из фильма "Человек в железной маске" (1998) с Ди Каприо. А ранее замок поучаствовал в съёмках одной из картин про Джеймса Бонда - "Лунный гонщик" (1979).
Кухня
В комплексе также есть конюшни с экспозицией карет, но они, к сожалению, прошли мимо моего внимания.
Конюшни
После экскурсии у нас было свободное время на осмотр парка и обед. А т.к. шёл дождик, то я принял тактическое решение начать с обеда. И не прогадал.
Конюшни
По просьбам некоторых читательниц я теперь буду изредка баловать фотками своего скромного пропитания.
Обед
За соседним столиком расположилась вот такая колоритная пара.
Ресторан
Не знаю, насколько подобные маскарады проходят регулярно, но в этот воскресный день парк был заполнен людьми в старинных костюмах.
Парк
Кто-то уже приехал в своём костюме, но т.к. не у всех дома есть одежда мушкетёра, то в Во-ле-Виконт можно взять наряд напрокат.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
В итоге тех, кто был в обычной одежде, было даже меньше, чем дам в роскошных платьях.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Дождик прошёл, погода быстро пошла на поправку, и люди уже стали отдыхать на лужайках.
Статуя
Парк спроектировал лучший ландшафтный дизайнер своего времени Андре Ленотр. Позднее он создаст сад и в Версале.
Парк
В центральной части парка разместились два бассейна Тритона с фонтанами.
Бассейн Тритон (Bassin des Tritons)
Большой квадратный бассейн именуется зеркалом, т.к. хорошо отображает окружающие объекты.
Большое Зеркало (Grand Miroir Carre)
Большой канал имеет длину 875 м и ширину 35 м.
Большой Канал (Grand Canal)
Рядом льются фонтанчики, которые не видны со стороны замка.
Фонтан
Целая площадка была выделена воздушным змеям. Мастера показывали высокое искусство управления ими.
Воздушные змеи
Парк украшают многочисленные скульптуры.
Статуя
А сад имеет красивые узоры.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Сам замок со всех сторон окружён рвом с водой.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Под конец совсем распогодилось, но нам уже было пора возвращаться в Париж...
В этом году помимо авиасалона в Ле Бурже мне еще удалось побывать в четырех французских замках.
Первым замком, который мы с коллегами посетили во Франции, оказался Во ле Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte), принадлежавший когда-то суперинтенданту финансов Николя Фуке. Те, кто читал у Дюма "Виконт де Бражелон", наверняка помнят эту личность. Его расцвет и изгнание состоялись при жизни Людовика XIV Короля-Солнце.
В двух словах - став министром, Фуке систематически расхищал государственную казну и тратил деньги на развлечения. И в конце концов попался. Единственное, что осталось из того, что можно потрогать, оказался как раз замок Во.
Король конфисковал замок у Фуке в 1661 году, когда арестовал его и отправил в вечную ссылку. Интересно, что Николя и месяца не удалось пожить в новом замке - новоселье состоялось 17 августа, а 5 сентября его арестовал известный нам лейтенант (тогда еще) королевских мушкетеров Д"Артаньян.
Туалетная комната.
Сама постройка является первым образцом стиля Людовика-XIV в аудиогиде говорится о том, что Во ле Виконт послужил прототипом Версаля.
На решетке с обратной стороны фасада я видела изображение белки - оказывается, это дворянский герб Фуке - карабкающаяся белка. А выгравированная подпись Quo non ascendam? - куда не заберусь? - интерпретируется как «Каких высот достигну». Кстати, На бретонском наречии Fouquet значит белка. Так что переводя на наш язык, Николя Фуке был просто Коля Белкин.
Вход в замок стоит 13 евро, аудиогид - 2. Можно брать гида на двоих - отличный звук слышно без прикладывания к уху. Чтобы осмотреть все залы и прослушать гида, надо часа два.
При входе в замок находится шикарнейший музей карет и дилижансов 19 века. Можно проследить путь от маленькой коляски до "маршрутки" на шесть человек. Все детали в безукоризненном состоянии, так и хочется всё потрогать и посидеть на козлах.
Проходя по комнатам замка, я заметила группу детей в старинных костюмах в сопровождении гида и нескольких взрослых. Оказывается, за несколько евро на вашего ребенка подберут платье фрейлины (принцессы, королевны, на выбор) или костюм пажа (принца, графа т.д.) и в таком виде он может путешествовать по замку до конца экскурсии. Это прекрасно!
Ни один ребенок не носился по замку, все чинно усаживались по-турецки вокруг гида и с интересом слушали его рассказы. Сама гид тоже была в старинном костюме и наверняка рассказывала не занудную историю (к сожалению, французский - не мой конёк), а живые картины из жизни обитателей замка и смотреть на них было одно удовольствие!
В некоторых комнатах стояли манекены с 3-D лицами в позах "диалог двух и более лиц" и показывали сценки из жизни Фуке (арест во всей красе, например). Я поначалу даже не поняла - казалось, что там реальный человек в костюме стоит и вещает через микрофон. Вот так, например, реально выглядел мушкетер и его одежда.
Также можно забраться на крышу замка рядом с колокольней с прекрасным видом сверху. Но не все знают путь к лестнице наверх (мимо девушки за столиком на втором этаже). В коридоре выставлены строительные чертежи и схемы тех лет (4 века прошло!), очень интересно выглядит проект вот этой винтовой лестницы.
Сверху открывается отличный вид на парковый ансамбль.
По определенным дням в летнее время вокруг замка расставляют и зажигают по вечерам несколько тысяч свечей. Говорят, что это потрясающее зрелище.
Зеленя располагают к романтическому настроению.
В полуподвальном помещении можно исследовать кухню и винные погреба.
Выражение "сияет, как медный таз" мне стало понятно после того, как я увидела посуду на этой кухне.
Замок знаменит еще и тем, что в нем готовил повар Ватель - главный повар принца Конде, покончивший самоубийством под влиянием опасения, что к столу приглашенных Конде знаменитых гостей не поспеет свежая морская рыба. Это имя сделалось полунарицательным для обозначения поваров из любви к искусству.
Ватель закололся шпагой, не в силах перенести позор из-за того, что поставщики не доставили вовремя рыбу. Он трижды втыкал в своё тело шпагу, прежде чем достиг желаемого эффекта. Да, это было эффектно, но бессмысленно. Пока он корчился в предсмертных мучениях, ко двору стали прибывать телеги со свежей рыбой.
Из рецептов, созданных Вателем, до нас дошел крем «шантильи» по названию одноименного местечка.
Территория большая и можно взять напрокат электрокар за 20 денег. А если скинуться вчетвером, получается дешевле.
Как добраться? Конечно же, на личном автомобиле. Я этим вопросом не озадачивалась, т.к. все было включено, но для справки - Во ле Виконт находится в 42 км на юг от Парижа (это если по прямой) в окрестностях Мелёна, не доезжая Фонтенбло. До станции Melun ходит зеленая ветка RER (час езды, шестая зона, наверное около 12-15 евро), а оттуда до замка пять с небольшим километров. На официальном сайте есть расписание шаттл-басов и все подробности.