Самарканд город какой страны. История самарканда с древнейших времен и до наших дней. Базар во всех традициях Узбекистана
Самарканд (узб. Samarqand; согд. Smʼrknδh) - второй по величине и численности населения город Узбекистана, административный центр Самаркандского вилоята (области).
Город расположен на высоте 702 метра над уровнем моря. Исторический центр города - площадь и ансамбль Региста́н. В 2001 году город и его исторические архитектурные и археологические памятники были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Самарканд - перекрёсток культур».
Самарканд - один из древнейших городов мира, основанный в 742 году до н. э (VIII век до н. э.), центр исторической области и государства Согдиана. Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока. В XIV веке был столицей империи Тамерлана и династии Тимуридов. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда. В 1925-1930 годах Самарканд являлся столицей Узбекской ССР.
Этимология
Самарка́нд - восходит к Smʼrknδh (согд.). Город в античной литературе известен также как Согдиана (согд.) (не путать с историческим регионом Согдиана) и Мараканда (Мароканд) (греч.). Гератский учёный историк и географ Хафизи Абру (XV век) объяснял название города как Шамарканд - «селение Шамара». Современные этимологи, признавая во второй части названия канд - «селение, город», первую часть объясняют из asmara - «камень».
Современное называние города «Самарканд» происходит от тюркского «Семиз кент», что означает «Богатое поселение». Об этом сообщают средневековые китайские источники (называя Самарканд, как «Си-ми-се-кан», и также объясняя, что это означает «тучный город»). Эту же версию поддерживал учёный-энциклопедист Абу Райхан аль-Беруни, армянский летописец XIII века Сумбат сообщал, что «Самарканд» значит «жирный или тучный город»; испанский посол ко двору Тамерлана Руй Гонсалес де Клавихо, известный описанием своего путешествия, пишет о Самарканде, как о «Самарканде», но оговаривает, что настоящее его имя - «Симескинт», что значит «богатое селение».
История
Древнейшая история
К верхнему палеолиту относят фрагментарные черепа из Самаркандской стоянки. В культурных слоях Самаркандской стоянки обнаружены очажные пятна, вокруг которых концентрировалась основная жизнедеятельность людей эпохи позднего палеолита.
Самарканд - один из древнейших существующих городов мира, основанный в VIII веке до нашей эры. Таким образом, Самарканд является ровесником Рима и Нанкина. Именно во время первых десятилетий существования Самарканда началось составление Библии, проводились первые Олимпийские игры в древней Греции, на фоне финикийской письменности происходит возникновение греческого алфавита. В эпоху первых столетий существования Самарканда в Средней Азии возникают древние государства и цивилизации, такие как Согдиана, Бактрия, Хорезмия и Парфия.
В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного ещё в VI веке до н. э. в священной книге зороастризма - Авесте.
В сочинениях римских и греческих историков впервые упоминается под именем Мараканда (греч. Μαρακάνδα), которое использовали Квинт Курций Руф, Арриан, Страбон и другие биографы Александра Македонского, который завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укреплённым городом, в 329 году до н. э.
В IV-V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов - тюркских племён которые говорили на восточноиранских языках. В начале VI века был захвачен эфталитами и включен в их империю, куда входили Хорезмия, Согдиана, Бактрия и Гандхара.
Эпоха раннего средневековья
В 567-658 годах Самарканд, будучи центром Согдианы, находился в зависимости от Тюркского и Западнотюркского каганата.
Тесные тюрко-согдийские связи способствовали заимствованиям из тюркского языка в согдийский и наоборот. В ранних эпиграфических надписях древнетюркских каганов согдийский являлся официальным языком. В согдийских текстах мугских документов встречаются заимствования из тюркского языка. Например, «yttuku» - «посылать», «посольство», «bediz» - «резьба, орнамент» и другое.
В 712 году город был захвачен арабскими завоевателями во главе с Кутейбой ибн Муслимом.
В 806−810 годах в городе произошло восстание Рафи ибн Лейса, в подавлении которого участвовали внуки местного аристократа Саман-худата.
Эпоха Мусульманского ренессанса
В 875−999 годах Самарканд был одним из крупнейших политических и культурных центров государства Саманидов. С 875 года по 892 год Самарканд был столицей этого государства.
При правлении тюркской династии Караханидов, или илек-ханов, в Самарканде были построены первые медресе. Наиболее известным считалось медресе Ибрагим тамгач-хана (1040-1068).
Во время правления Ибрагим Хусейна Караханида (1178-1200) был построен монументальный дворец, украшенный живописью.
В 1212 году после подавления восстания караханида Османа Самарканд вошёл в состав государства Хорезмшахов.
В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен Чингисханом. Возродился на территории спальных и сельских районов - на месте современного Самарканда.
В 1365 году в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.
Эпоха Тимура и Тимуридов
Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370-1499) являлся столицей его империи. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда в пост-монгольский период.
Тимур ревностно заботился о процветании своей столицы, которую хотел видеть столицей мира. Ремесло и торговля развивались во многом за счёт насильно пригнанных мастеров из завоёванных стран. В городе возводились величественные дворцы, мечети, мусульманские школы − медресе, усыпальницы. Здания Самарканда строились как монументы, прославляющие государство и его создателя, - отсюда огромные масштабы и роскошь убранства. Чтобы подчеркнуть величие столицы, Тимур дал окрестным селениям названия крупнейших городов Востока: Багдад, Дамаск, Шираз. Он стремился собрать видных поэтов, музыкантов, учёных из разных стран.
Самарканд в начале XV века.
(Из дневника кастильского посла ко двору Тимура)
Самарканд расположен на равнине и окружён земляными валом и очень глубокими рвами. За городом выстроено много домов, примыкающих к нему с разных сторон как предместья. Весь город окружён садами и виноградниками. В этих загородных садах много больших и знаменитых построек, и у самого сеньора (имеется в виду Тимур) там есть дворцы и погреба. Сеньор очень хотел возвеличить этот город и, когда завоёвывал какие-либо земли, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестные земли. Особенно он собирал мастеров по разным ремёслам. Из Дамаска он прислал разных мастеров, каких смог найти всевозможных ткачей, умельцев по лукам для стрельбы и оружейников, тех, кто обрабатывает стекло и глину, и эти мастера считаются лучшими в мире. А из Турции он привёл арбалетчиков и других умельцев, каких смог найти: каменщиков, золотых дел мастеров, сколько их нашлось, и столько их нашлось, и столько их привёз, что в городе можно найти любых мастеров и умельцев.
В эпоху правления Мирзо Улугбека Самарканд стал одним из центров мировой науки. Здесь были построены новые высшие учебные заведения - медресе и обсерватория. Лучшие научные умы мусульманского Востока работали в городе.
Позднее средневековье
Медресе Тилля Кари на площади Регистан в Самарканде
Самарканд оставался столицей Шейбанидского государства при правлении Шейбани-хана и Кучкунджи-хана. В этот период в Самарканде продолжалось архитектурное строительство. Были возведены медресе Шейбани-хана, его невестки Михр султан Ханум. В колониальный период они все были полностью разрушены.
Город потерял значение столичного центра с приходом к власти шейбанида Убайдуллы (1533-1540), который перенёс столицу в Бухару.
Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получил новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура.
Новое и Новейшее время
В XIX веке в одной из медресе Самарканда учился известный татарский просветитель Шахаб ад-дин Марджани.
Медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде
Ансамбль Шахи Зинда в Самарканде
В 1868 году Самарканд был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи и стал центром Зеравшанского округа, преобразованного в 1887 году в Самаркандскую область. В том же году гарнизон Самарканда под командованием генерал-майора и барона Фридриха фон Штемпеля отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть. В 1888 году к вокзалу города была подведена Закаспийская железная дорога, которая впоследствии была продолжена на восток.
После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925-1930 годах являлся столицей Узбекской ССР, а с 1938 года - центром Самаркандской области данной союзной республики. В 1927 году в Самарканде был образован Узбекский педагогический институт - первое светское высшее образовательное учреждение, которое в 1930 году было переименовано в Узбекскую государственную педагогическую академию, а в 1933 году в Узбекский государственный университет, а с 1961 года в Самаркандский государственный университет, которому было присвоено имя величайшего средневекого среднеазиатского поэта, философа и государственного деятеля - Алишера Навои. В городе также были образованы другие высшие учебные заведения масштаба всей советской Средней Азии: Самаркандский государственный медицинский институт, Самаркандский кооперативный институт, Самаркандский государственный педагогический институт имени Садриддина Айни, Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт, Самаркандский сельскохозяйственный институт, Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище и другие.
Во время Второй мировой войны, с октября 1941 года по 1944 годы в город из Москвы была звакуирована Артиллерийская академия, и многочисленные промышленные предприятия из зон боевых действий.
В советские годы в городе начал активно развиваться туризм, как внутренний, так и иностранный. Большинство иностранных туристов приезжала в Самарканд и другие города советского Узбекистана в основном из стран Варшавского договора, Индии и других стран. Также в эти годы в городе были построены новые заводы и предприятия, благодаря которому Самарканд стал одним из крупных центров Среднеазиатского экономического района СССР.
После распада СССР в 1991 году, Самарканд стал административным центром Самаркандской области (вилоята) уже независимой Республики Узбекистан. В 1994 году в городе был организован один из крупнейших в Узбекистане высших учебных заведений по изучению иностранных языков - Самаркандский государственный институт иностранных языков.
В Бухаре хорошо, а в Самарканде лучше. Я давно наслышан об этом старом, считающимся вторым по величине городе Узбекистана. И если меня пленили своей красотой даже с , то пропустить Самарканд мы никак не могли.
Ранним утром нас уже поджидал горячий завтрак и чай, после которого протрезвевший хозяин, не отказавшись от своего гостеприимства, проводил нас к автобусу в Самарканд и даже заплатил за проезд – 1000 сум (15 руб.) на человека.
Счастливые и отдохнувшие, мы отправились на изучение “музея под открытым небом”. На самом деле Самарканд намного древнее того времени (VIII век до н.э.), когда во главе его правления стоял Тамерлан (Тимур). Однако, большинство памятников архитектуры, которыми сейчас можно полюбоваться в Самарканде были возведены с руки этого великого завоевателя.
Некрополь Шахи-Зинда.
На юго-восточном склоне городища Афросиаб расположился один из красивейших ансамблей Самарканда или попросту кладбище под названием Шахи — Зинда.
Ансамбль включает в себя более 20 строений, в архитектуре которых резная терракоту, крупная мозаика и рельефная майолика. Уникальность некрополя в том, что в нем заключена многовековая история Самарканда, так как здесь можно встретить сооружения, начиная с XI века. Поэтому не смотря на платный вход, мы с Милой умудрились просочиться с толпой нахлынувших туристов незаметно, дабы насладиться этим великолепием бесплатно.
В переводе Шахи-Зинда обозначает “живой царь”, с этим связано множество легенд, но общая суть их всех такова, что во время молений исламистов, в числе которых был и царь Куссам ибн Аббас (двоюродный брат пророка Мухаммада), на них напали язычники, которые совершили попытку убить последнего. Однако, царю во всех известных легендах чудесным образом удавалось уйти от смерти.
Интересно, кто же тогда находится в одноименной усыпальнице, которая является центром некрополя?
Этого нам не узнать, внутри обычные побеленные надгробия даже без надписей.
Не смотря на то, что в комплекс входит множество похожих мавзолеев, мы заглянули практически во все. И не зря, ведь некоторые из них внутри украшены настолько красиво, что совершенно забываешь, где находишься, во дворце, или в усыпальнице.
Самым отличительной усыпальницей является мавзолей Туман-ака, так как в его орнаменте присутствуют фиолетовые тона, а в других только голубые. Кстати, именно здесь захоронен великий ученый Казы-заде Руми, с которым (мы вчера там были).
В одном из мавзолеев мы с Милой натолкнулись на коллекцию старых фотографий.
Особенно запомнились люди прошлых веков и некрополь в состоянии до его реставрации.
В общем, мы остались в восторге от некрополя. Последние фотографии я делал с вершины одного из сооружений, откуда был виден следующий пункт нашей экскурсии.
Стоимость входного билета: 3$ -иностранцы, 300 сум – местные, 200 сум – школьники.
Как добраться: на любом автобусе, который сможет высадить на остановке Xavasi.
Мечеть Биби-Ханум.
Не смотря на близость к некрополю, мы обследовали мечеть только к концу дня, когда прошлись по остальным достопримечательностям. Милу в связи с ее усталостью и обострением расстройства желудка, я оставил на улице, а сам умудрился снова в толпе просочиться бесплатно на территорию прекрасной мечети.
Биби-Ханум в переводится как “старшая жена”. Ходит множество споров о возникновении мечети, но историки придерживаются мнения, что ее строительство началось по приказу Тамерлана в начале 15 века в честь своей любимой жены, когда он вернулся из Индии.
Кстати, напротив мечети находится “потрепанное временем” здание, которое является мавзолеем. Когда его впервые обнаружили археологи и вскрыли усыпальницу, то обнаружили там два тела молодых женщин. Возможно, одна из них и была женой Тамерлана? Кто знает…
Изначально мечеть задумывалась как сооружение, которое должно было превзойти все подобные ему. Постройки, из которых состояла мечеть, были объединены в единую композицию крытой галереей с 480 мраморными колоннами и занимали площадь более 18 000 квадратных метров. Однако, мастера того времени либо не владели технологиями и материалами для такого масштабного строительства, либо допустили погрешности в работе. Мощный фундамент не спас архитектурное чудо от землетрясений и времени, поэтому до наших дней уцелели только: портал, большая мечеть во дворе, две небольшие мечети и минарет.
Даже после некрополя мечеть выглядит довольно скромно. Так что я не стал тут задерживаться.
Базар во всех традициях Узбекистана.
Как я уже сказал, Мечеть Биби-Ханум, мы обследовали вечером. Однако, после некрополя мы все равно до нее дошли. Наверное, визит отложился потому, что наше внимание отвлекли пара мальчишек, катающихся в тележке для покупок.
Я повернул голову в ту сторону, откуда они выкатили, и сразу забыл обо всем на свете, ведь перед моим взором предстали “священные врата” местного базара, на котором можно было найти все мылимые и не мыслимые узбекские сладости и фрукты. Название у него только совсем не читабельное:).
Как истинного ценителя хлебобулочных изделий, мой глаз порадовался творческому подходу к выпечке. Красиво, неправда ли?
Так как Милу мучал кишечник, то мы искали больше вот это…
Сахар! Норбек говорил, что кристаллический сахар помогает при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Сами узбеки используют его вместо конфет к чаю. Я бы добавил, что он даже вкуснее последних, не говоря уже о натуральности.
Эх, жаль, нам еще путешествовать и путешествовать, а так тут можно столько сладостей на подарки набрать.
Площадь Регистан.
Вот мы и добрались до самого сердца, нет, до самой души Самарканда – великолепный Регистан (рег – песок, стан – место, то есть “место, покрытое песком” или площадь). Регистаном называли раньше все главные площади.
Я знал, что за такую достопримечательность 100% берут деньги, поэтому мы с Милой немного обошли комплекс и решили залезть через забор сбоку. В этом месте находилось много отдыхающих, поэтому был шанс проскочить незаметно для глаз охраны в форме. Правда сразу напролом мы не пошли, а сели на перила невысокого ограждения, решив таким образом разведать обстановку. И не зря, потому что через некоторое время со спины совсем неожиданно к нам подошел охранник. Наверняка, где-то были камеры.
Он в нерешительности постоял рядом с нами, не зная, что сказать, ведь хоть мы и сидели на ограде, но ногами в другую сторону. К тому же рядом точно так же сидела еще одна парочка, только лицом к Регистану. Наконец, он не выдержал:
— Что вы тут делаете?
— Сидим. – краткость, сестра таланта:).
— Отдыхаем, – дополнила ответ Мила.
— А… вы уже посещали Регистан? – немного задумавшись, охранник задал новый вопрос.
— Нет, это для нас слишком дорого, – просто ответил я, а потом с ходу добавил, – но, если вы нам разрешите пройти просто так, то мы будем очень благодарны.
Охранник совсем растерялся, то ли от моей наглой честности, то ли еще от чего.
— Ну… х-хорошо… – выдавил он из себя, так и не найдя выход из сложившейся ситуации, – только обратно, пожалуйста выйдите через главный вход.
— Хорошо, спасибо вам большое! – обрадованно в один голос произнесли мы.
О да! Теперь мы стояли в самом центре великолепного Регистана и ощущали себя маленькими мошками по сравнению с его размахом и размерами. Площадь известна всему миру благодаря ансамблю из трех медресе, расположенным “лицом” в центр.
Медресе Улугбека – старейшее медресе ансамбля, духовно-просветительское сооружение XV века, возведённое правителем Улугбеком.
Медресе Шердор (медресе со львами) - исламское образовательное и мемориально-культовое сооружение XVII века, расположившееся в восточной части ансамбля.
Отличается редчайшим орнаментом, сверху можно увидеть символ Самарканда – львов с солнцем на спине. Кстати, такой же “лева” красуется на денежной купюре в 200 сум. А если присмотреться, то в центре подо львами можно увидеть так называемую “свастику” или один из славянских символов. Любопытно узнать, что он тут делает?
Медресе Тилля-Кари (позолоченное медресе) - центральное третье культовое, образовательное сооружение XVII века. Вот внутрь него мы сразу и направились.
На входе нас встречает с “хлебом и солью” веселый дедушка-узбек.
Мы вошли внутрь, я увидел вот такую картину с человеком на полу.
А когда я поднял глаза туда, куда был направлен объектив его камеры и замер на месте. Я даже говорить ничего не буду, просто покажу это чудо!
Не знаю, сколько мы стояли с Милой, задрав головы, но когда я все таки смог оторваться от увиденного, то шея чуть затекла:). Красивым здесь был не только потолок, а по правому крылу можно прогуляться и посмотреть несколько музейных экспонатов.
В Регистане мы тоже заглянули в каждый угол, прогулявшись по внутренним дворам и закоулкам.
Набрели даже на памятник ученым умам того времени.
В маленьких помещениях разместились магазинчики, где можно приобрести сувенир по вкусу. Или сфотографироваться в традиционном костюме.
Мы последовали совету охранника, и по завершению экскурсии по Регистану, прошли через главный вход. Там же поднявшись на помост, я уже было настроил фотоаппарат, чтобы снять общий план площади, как сзади послышалось “хеллоу” детским голосом. Я не сразу понял, что это нам, а когда странное приветствие повторилось, обернулся и увидел толпу узбекских школьников.
— Хеллоу, – послышалось в ответ от Милы, пока я с недоумением смотрел на детишек.
— Вер ар ю фром? – обрадовавшись налаженному контакту с “иностранцами”, вперед вышла девочка в школьной форме.
— Раша. – хитро улыбаясь ответила Мила.
Сначала девочка не сразу поняла, что ей ответили, а потом рассмеялась.
— Так это же русские! – и все ребята человек в 15 подошли к нам. Мы немного пообщались и ответили на их вопросы, а потом продолжили увлекательную прогулку по Самарканду.
Стоимость входного билета: 16 000 сум (240 руб.) для иностранных граждан.
Мавзолей Рухабад.
После полудня солнце стало просто безжалостным, поэтому пришлось залезть в фонтан, дабы охладиться. Клянусь, меня почти никто не заметил:).
Так как мы шли пешком, то совершенно неожиданно перед нами “вырос” еще один мавзолей – Рухабад (обитель духа). В планах его не было, но раз уж мы здесь, то почему бы не заглянуть?
Сооружение совсем небольшое и имеет несколько входов с разных сторон, два из которых были открыты. Так получилось, что мы заглянули сбоку, откуда открылся вид сразу на все помещение с кирпичными надгробиями. Как известно, здесь похоронен исламский проповедник, шейх Бурханеддин Клыч Сагарджи.
Внутри сидело несколько человек, одна из женщин помахала нам молча, чтобы мы зашли с другого входа. Из любопытства я последовал ее совету. А когда мы таки подошли к другой двери, женщина сказала, что мы должны заплатить за вход 6000 сум (90 руб.). Я не поверил своим ушам и засмеялся. Она сама открыла боковую дверь, через которую видно все, что находится внутри, даже не заходя, а теперь денег просит. Такого я еще не встречал. Платить я конечно не собирался, если честно, то там и не за что. Надгробия в более красивом варианте лучше посмотреть в некрополе.
На выходе Мила нашла баннер “Узбечка на ослике” и не смогла пройти мимо:).
Гур-Эмир – мавзолей Тамерлана и его семьи.
Последней точкой в самостоятельном походе по Самарканду стало посещение гробницы Амира Тимура (Тамерлана) и его семьи, которая была воздвигнута в 1404 году. Если верить табличке внутри мавзолея, то вместе с Тамерланом, в гробнице похоронены его два сына, два внука (включая Улугбека) и его духовный наставник.
Говорят, если повезет встретить смотрителя, то он за определенную сумму денег покажет настоящие могилы вышеупомянутых людей, которые находятся в на цокольном этаже ровно под первыми. Мне этого увидеть не удалось, ну и ладно.
Остаток дня мы еще прогулялись по улицам Самарканда и я даже решился довериться ножницам узбекского парикмахера, все таки оброс уже за 3 месяца 🙂
Денек получился насыщенным, мы хоть и доехали к дому Норбека на автобусе, однако, устали, как лошади. На ужин нас уже ждал плов. Я хоть и придерживаюсь мнения, что традиционные блюда надо пробовать в той стране, где их придумали, однако узбеки делают его довольно жирным, что плохо сказывается на русских желудках, привыкших к кисло-молочной и вареной пище. Если бы не это условие, я бы сказал, что плов мне очень понравился. Однако, Мила его так и не попробовала.
Это была последняя ночь в гостеприимном доме узбекской семьи. Впереди у нас , не пропустите, друзья.
На чтение 10 мин.
История Самарканда исчисляется 2700 годами. Не в последнюю очередь она уникальна географическим положением города. Расположенный в долине реки Зеравшан город с момента основания был узлом торговых путей и одним из центров геополитических интересов Азии.
Город захватывался персами, Александром Македонским, арабами, монголами, тюрками. За долгую историю переживал расцвет, полностью разрушался и создавался заново. Входил в различные царства периферийной областью, был столицей древнейшего государства Согдианы, могущественной империи Тамерлана, тюркского царства Караханидов, Узбекской ССР.
Сейчас это третий по величине город Узбекистана с населением 500 000 человек. Столько же здесь проживало и в 11 веке. Это музей под открытым небом и сосредоточение памятников культуры и истории.
Древний город Самарканд
Не вспомнить, кто первым назвал Самарканд не просто восточным городом, а жемчужиной Востока. Определение верное: в Самарканде замысловато пересеклись культуры азиатских и восточных народов, переплелись история и политика многих государств и правителей, стоят памятники разных эпох. Отдельные памятники старины получили новую жизнь (мечеть Хазрат-Хызр), другие теперь музеи Самарканда – например, краеведческий, расположившийся в особняке 20 века, принадлежавшем когда-то купцу первой гильдии Абраму Калантарову. Сегодня само здание – история и пример соединения в Самарканде различных стилей в архитектуре.
Но не в годах уникальность: достопримечательности разбросаны по всему Самарканду, придавая особенный колорит городу в целом, а не только площади, где главенствует центральный памятник – Регистан.
Туристы любят Самарканд не только за историю и атмосферу. Они говорят, что здесь место силы. Каждая эпоха оставила на этой земле свой след.
Сколько лет Самарканду: древнейшая история
Истории Самарканда отводится несколько этапов. К самому древнему относится период, когда Самарканд в 8 веке до нашей эры был столицей Согдианы. В 546-539 гг. до н. э. был завоеван персидским царем Киром Великим. Созданная им империя просуществовала 200 лет. Согдиана платила дань персам, развивала ремесла, устраивала большие ярмарки. Население исповедовало зороастризм и говорило на согдийском языке, относящемся к восточно-иранской группе языков. История сохранила лишь отрывочные сведения о той далекой эпохе.
В 329 году до н. э. Александр Македонский захватил Согдиану. Согдийский военачальник Спитамен поднял мятеж, гарнизон македонцев был осажден в районе Самарканда, называвшемся тогда на греческий лад Маракандом, и почти полностью уничтожен. Только небольшому числу воинов удалось спастись. Александр Македонский под страхом смерти запретил говорить о случившемся.
После смерти Александра в 323 до н. э. империя распалась. Восточная часть вместе с Самаркандом перешла под начало Селевка – бывшего полководца Македонского.
В 250 году до н. э. Бактрия, куда входила Согдиана, объявляется независимым Греко-бактрийским царством. Оно пало в 125 до н. э., не выдержав набега кочевников тохаров, позже органично влившихся в оседлую жизнь Кушанского царства на месте Греко-бактрийского.
История царства завершается в III веке, потерпев поражение от иранских шахиншахов Сасанидов, под властью которых оказался и Самарканд.
На этом заканчивается древнейший этап истории города. Но хронология не дает ответа на вопрос, насколько древняя самаркандская земля. Возраст Самарканда, определенный советской наукой и указанный в учебниках истории, был изменен Указом Президента страны И. А. Каримовым.
В 2007 году Самарканд отметил 2750 лет. Дата условная – точный возраст города продолжает вызывать споры ученых. Еще в 70-х годах было праздничное мероприятие, посвященное его 2500-ой годовщине. Археологи продолжают работать на раскопках в Афросиабе. Не исключено, что Самарканд продлит свою историю и отметит 3000-летие.
Эпоха раннего средневековья
В 651 году в персидские владения вторглись арабские войска. В 712 Самарканд взят халифом Кутейбой ибн Муслимом из династии Омейядов. Земли зороастрийцев становятся исламскими, а другие религии, история и верования вытесняются.
Как показали раскопки, в IX-X веках Самарканд был одним из культурных центров исламского Востока. Мавзолеи на территории ансамбля Шахи Зинде стали возводиться еще в 9 веке. В западной части Афрасиаба стоял царский дворец. К X веку площадь поселения достигала 220 га, здесь был водопровод из свинцовых труб, налажено сложное производство китайской бумаги. Южнее образовался пригород с мечетями, базарами, банями, караван-сараями и медресе. В 1072 в одно из них приехал на учебу поэт Омар Хайям.
В XI-XIII веках Самарканд стал столицей государства тюркской династии Караханидов. В этот период возводится новый дворцовый комплекс. При раскопках обнаружились фрагменты монументальной живописи.
Все это было разрушено Чингисханом. После взятия Бухары он двинулся на Самарканд и в марте 1220 года подошел к его стенам. В период захвата самаркандских земель Золотая орда еще входила в состав Монгольской империи, и покоренная территория стала частью монгольских владений.
Есть мнение, что поводом для нападения стала обида Чингисхана на подчиненного хорезмшаха Отрара, который без причины разбил караван монгольских купцов и убил посла. Часть истории и памятников древнего города была погребена под пеплом.
Жители покинули разоренные дома и стали строить новый Самарканд – новую историю.
Эпоха мусульманского ренессанса
Период подъема Самарканда совпал с закатом Монгольской империи. Между ханами начинается вражда, предпринимаются попытки освободиться от империи монголов и образовать собственное государство.
Регистан. Вид с минарета
В середине 13 века первый монгольский хан Берке принимает ислам, создает мусульманское войско, начинает возрождать мусульманскую историю и культуру. На территории Мавераннахра строятся ханаки, поддерживаются суфийские братства, в Самарканде открываются книжные базары, строятся мечети. Основная часть мавзолейного комплекса Кусама ибн Аббаса была построена именно в этот период.
При царствовании Кебека в начале 14 века ханы впервые поселяются в Мавераннахре. После смерти Кебека власть переходит к его брату, который делает ислам официальной религией.
Самарканд: столица Тамерлана
Тимур родился в 1336 году, в Кеш (Шахрисабз), около 75 км к югу от Самарканда. Объединившись с братом жены, эмиром Хусейном, они подчиняют себе Мавераннахр.
После смерти супруги Тамерлан избавляется от Хусейна (в то время – правителя Самарканда) и объявляет себя единоличным правителем империи, а Самарканд – ее столицей. Сюда привозятся лучшие зодчие, строители и ученые с земель, захваченных Тамерланом.
Большинство торговых путей сходятся в Самарканде. По замыслу Тимура, столица должна достойно представлять могущество империи и быть самым красивым городом мира. Здесь развивается торговля, поощряемая Тамерланом путем снижения пошлин и усилением охраны дорог. За нападения на купеческие караваны он нещадно карает.
Столица реконструируется, в пригородах высаживаются фруктовые сады, строятся дворцы. Созиданием охвачены все. Старшая жена Тамерлана руководит строительством медресе, другая – ханакой для дервишей.
В 1398 Тамерлан решает построить в столице самую большую мечеть. Такой должна была стать Биби- Ханум, названная в честь жены правителя. Тогда же возводится . Стройкой руководил внук Тамерлана. Он, опередив своего деда, был похоронен там первым, положив начало истории захоронений в Гур-Эмире потомков Тамерлана по мужской линии. Сейчас в Самарканде недалеко от мавзолея стоит .
Есть еще его монумент в Шахрисабзе и в столице Узбекистана – Ташкенте, но многие считают: лучшая скульптурная композиция, посвященной Тимуру, находится в Самарканде.
История позднего средневековья
История говорит о возникновении Бухарского ханства в 1500 году. На следующий год хан Шейбани начинает в Самарканде выпуск серебряных и медных монет, строительство большого Медресе и моста в Керш. Но в 1533 году новый хан Убайдулла переносит столицу в Бухару. Правитель Самарканда Абдусаид заменяется сыном Убайдаллы. Потеря столичного статуса негативно повлияла на экономику города.
Новый подъем наступит в 17 веке при правлении Ялангтуша Бахадура. Эмир был первым правителем из узбекского племени алчин. Он родился в Джизаке, недалеко от Самарканда, детство провел во дворцах бухарских ханов. При нем началось строительство знаменитой соборной «золотой» мечети Тилла Кори, объединенной с медресе, и с одним из самых уютных внутренних дворов, где с удовольствием сегодня отдыхают .
Ялангтуш начал реставрацию медресе Улугбека и построил учебное заведение Шердор на Регистанской площади Самарканда. Но упадок начинал давать себя знать. Длительное время находившийся на участке Великого шелкового пути город утрачивает свои позиции вместе с развитием морской торговли, резко снизившей значимость тысячелетнего торгового маршрута, который постепенно становится историей.
В середине 18 века образуется Бухарский эмират, куда входит Самарканд, начинается соперничество с Хиванским ханством, укрепляются торговые связи с Россией. В этот же период у Англии возникает интерес к региону. В начале 30-х годов XIX века Россия выдвигает войска к границам Средней Азии для контроля за степными районами и недопущения английской политической экспансии в Среднюю Азию.
Под крылом Российской империи
В 19 веке Российская империя активизирует действия в этом направлении, что сопровождается войнами с Кокандским царством и Бухарским эмиратом. Один из эпизодов военной кампании в 1868 году – оборона города Самарканда. Начав военные действия с эмиром Бухары, русская армия оставляет в Самарканде небольшой отряд из 600 человек. Тут же на городском рынке вспыхнули волнения против русских, к стенам города стали стягиваться армии неприятеля. Часть русского отряда засела в цитадели, другая – охраняла городские ворота и отражала натиск шахрисабцев. После сожжения ворот началась атака на цитадель, но взять ее не удалось.
К городу шло подкрепление из казаков и армия Генерала Кауфмана. На подходе они запустили сигнальные ракеты, что было знаком их приближения. К моменту вхождения в город вражеских войск на его территории уже не было, противостоять русскому войску никто не хотел. Оборона длилась 8 дней, погибло 49 русских военных, 172 человека получили ранения. Самаркандский базар был сожжен.
Понятие русский Самарканд возникло в 19 веке при губернаторе А. К. Абрамове, который разделил его на две части – «туземную» с местными жителями и европейскую. Последняя начала быстро застраиваться, привнося свою культуру, историю и архитектуру. Был открыт театр, созданы хор и военный духовой оркестр, проводились маскарады, вырастали современные для того времени магазины и торговые лавки. В этот же период Самаркандская область (губерния) становится административной единицей российского Туркестана. В начале 20 века это наименование исчезло, появилось название «Средняя Азия».
Археологические раскопки и составление справочников по истории, начатые русскими исследователями в 1870 году в , прекращаются в начале 20 века в связи с революционными событиями в Российской империи.
После 20-х годов эта деятельность будет продолжена уже силами Советской России. Архитектура резко поменяет свой облик.
Это единственный город Средней Азии, где администрация занимает дореволюционное русское здание, используемое по назначению все время своего существования. Здесь заседал горисполком, до него – управа и резиденция губернатора.
Современная история Самарканда
С приходом советской власти в 1918 году начинается гражданская война и борьба с басмачеством. В 1924 образовывается Узбекская ССР, столицей провозглашается Самарканд. Он пробудет в этом качестве до 1930 года, когда центром станет Ташкент.
Современный Самарканд, ул.Мирзо Улугбека
В 30-е годы открываются школы, институты и Университет, начинается реставрация памятников истории. Выпрямляется 35-метровый минарет медресе Улугбека, покосившийся после землетрясения. Но как духовные учебные заведения все медресе закрываются.
В период ВОВ сюда эвакуировались военная академия, художественные вузы Москвы, Киева, Ленинграда, производственные мощности и большое количество русских семей, для которых Самарканд становится домом.
Огромную роль в развитии советского Узбекистана сыграл Рашидов Ш.Р. При нем в 1970 город отпраздновал 2500-летие. К этой дате открыли музей истории города Самарканда, . В 1991 году после развала СССР Узбекистан открыл в истории новую страницу.
Самарканд – популярное туристическое направление: большой выбор туров с акцентом на историю разных периодов, гостиниц любого ценового уровня, кафе и ресторанов. Лучшее время для посещения – апрель-май и сентябрь-октябрь.
Самарканд (узб. Samarqand; тадж. Самарқанд) — второй по величине город Узбекистана, центр Самаркандской области (вилоята).В античной литературе известен как Согдиана (согд.), Мараканд (греч.). За давностью лет единого мнения о происхождении имени города и отцов-основателей не существует.
Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути.
Население 412 300 Человек (2005): таджики, узбеки, русские, евреи, иранцы.
Расположение: 702 метра над уровнем моря. В 2001 году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город - Перекресток Культур.
История
Самарканд — один из древнейших городов мира, основан примерно в 742 году до нашей эры. Будучи столицей древнейшего государства Согдианы, был завоёван Александром Македонским в 329 до н. э. и разрушен. Спустя некоторое время город возродился в юго-западной части городища Афрасиаб.
Прежнее название города — Мараканда, под таким названием его в своих сочинениях упоминали римские и греческие историки Квинт Курций Руф, а затем Арриан, Страбон.
В разные периоды, он находился под контролем персов, греков (селевкидов), арабов и восточных тюрков.
В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен монголами.
В 1365 в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.
Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370—1499) являлся столицей его империи.
Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получает новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура.
В 1868 был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи, стал центром Зеравшанского округа (с 1887 — Самаркандской области). В том же году гарнизон Самарканда под командованием майора барона Фридриха Карловича фон Штемпеля (1829-1891) героически отразил попытку бухарцев отбить город. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная дорога.
После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1924—1930 был столицей Узбекской ССР, с 1938 года — центр Самаркандской области.
Наука
В годы советской власти в Самарканде был создан Научно-исследовательский институт каракулеводства занимавшийся улучшением овец каракульской породы.
Высшие учебные заведения
- Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (СВВАКИУ)
- Самаркандский Государственный университет
- Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт
- Самаркандский государственный институт иностранных языков
- Самаркандский медицинский институт
- Самаркандский сельскохозяйственный институт
По итогам января-июня 2009 года было произведено промышленной продукции на общую сумму 281,4 млрд.сум.
В машиностроительном комплексе имеются предприятия:
- «Самарканд автомобил заводи», выпускающий мидибусы «Исузу»;
- ОАО «Самаркандский лифтостроительный завод»;
- ОАО «КИНАП», выпускающее киноаппараты;
- OAO «Сино», выпускающее бытовые холодильники.
В числе наиболее крупных предприятий этого сектора промышленности:
- СП «УЗ БАТ»-САМАРКАНДСКАЯ СИГАРЕТНАЯ ФАБРИКА;
- СП «Самарканд-Прага-Пиво»;
- Самаркандское чаефасовочное предприятие.
Самарканд - древний узбекский город, овеянный мифами, мистикой и легендами. Этому городу даже по самым скромным подсчетам почти 3 тысячи лет. Самарканд принимал на своей земле воинов под предводительством Александра Македонского, был свидетелем завоеваний арабского войска и переживал буйства Чингисхана. История Самарканда совмещает в себе факты и мифы. По этой причине порой так сложно отличить правду от легендарных преданий.
Война из-за открытия гробницы Тамерлана: пророчество или совпадение?
В июне 1941-го на улицах Самарканда с волнением шептались о том, что русская экспедиция намерена вскрыть могилу Тамерлана, особо почитающегося в Узбекистане национального героя. Местное мусульманское духовенство предпринимало безуспешные попытки остановить раскопки. Дело в том, что согласно древней легенде как только будет потревожен прах Тамерлана (Тимура), в мире начнётся страшная война.Несмотря на препятствия местных жителей, в ночь на 20 июня 1941 года русская экспедиция вскрыла гроб великого эмира. Самаркандцы резонно связали начало войны с открытием могилы Тимура. Экспедиция была срочно свернута, а останки Тамерлана направлены в Москву для исследований. Сегодня понятно, что все эти события лишь цепочка совпадений, потому как Вторая Мировая началась еще в 1939-м, а Гитлер одобрил план нападения на СССР в 1940-м. Но есть один момент, играющий на руку верующим в предсказание. Как известно, переломным моментом в войне стала победа советской армии в Сталинградской битве. Накануне этого события Сталин распорядился вернуть останки в Самарканд, захоронив их со всеми положенными почестями.
Сколько лет Самарканду: 2750 или все же 4500?
Самарканд, без сомнений, один из древнейших известных городов. Но его точный возраст по сей день не определён. По последним археологическим данным Самарканд основан в VIII веке до н. э. как центр исторической области Согдиана. По свидетельству Священной Книги зороастрийцев – «Авеста» - в 5 веке до н.э. Согдиана уже была развитым густонаселенным образованием земледельцев. То же самое подтверждается греческими летописцами и римскими биографами.Две тысячи лет Самарканд был главным пунктом Великого шёлкового пути, соединяющего Китай с Европой, а также ведущим научным центром средневекового Востока. Самарканд - ровесник Рима и Нанкина. В первые годы существования города шел процесс составления Библии, а в древней Греции проходили первые в истории Олимпийские игры. Но существуют и более смелые версии. Абу Хафс Омар ибн Мухаммед ан-Несефи ас-Самарканди, известный арабский историк, утверждает, что Самарканд основан куда раньше - во второй половине II тысячелетия до н.э. И что на момент арабского завоевания в 8 веке городу было уже 2,5 тысячи лет.
Отдельные средневековые историки писали, что Самарканд вообще образовался в III тысячелетии до н.э., за 3000 лет до пророка. Археологи не спешат ставить в этом вопросе точку, а раскопки продолжаются. До того момента, пока ученые доберутся до основания культурного слоя, древняя земля Самарканда может преподнести еще много неожиданностей.
Почему самаркандские лепешки остаются неповторимым в мире блюдом. Все дело в местном воздухе?
О самаркандских лепешках знают гурманы всего мира. Эта выпечка славится не только своим удивительным вкусом, но и свойством не портиться. Испеченная в местных традициях самаркандская лепёшка пригодна к употреблению годами, не теряя при этом своих полезных свойств.По одному из древних преданий как-то эмир Бухары возмутился неспособностью своих кулинаров в точности воспроизвести самаркандские лепешки. Он приказал привезти самого лучшего лепешечника Самарканда, тамошнюю муку, воду и тандыр. Но лепешки все равно получались другими. И тогда все пришли к выводу, что дело в воздухе.
Таинство приготовления является предметом изучения множества кондитеров мира. Лепешки обладают уникальным ароматом и вкусом, выпекаются очень быстро при условии высокой влажности и температуры в 400-800 градусов. Узбеки наделяют национальную выпечку сакральным значением - их круглая форма ассоциируется с солнцем. На лепешки обязательно наносятся узоры из отверстий и линий. Это одновременно и высококачественный хлеб, и произведение кулинарного искусства, и часть самобытной культуры, и узбекский знак качества.
Место, где молятся христианин, мусульманин и иудей
Могила святого Даниила в Самарканде – одно из немногих в мире мест, одновременно почитаемых представителями разных конфессий. По историческим сведениям XVIII века, в мавзолее Ходжа Дониёр захоронен прах ветхозаветного библейского пророка, останки которого вероятней всего привез в Самарканд для погребения среднеазиатский полководец и завоеватель Амир Тимур (Тамерлан). Другие источники утверждают, что останки доставлены в Самарканд ранними христианами.Дониёр (Данияр) был сподвижником мусульманского проповедника Кусама ибн Аббаса, сыгравшего важную роль в распространении ислама в окрестностях Самарканда. Для христиан пророк Даниил - один из великих ветхозаветных пророков. Подобное отношение к святому Даниелю и у иудеев. Современное здание мавзолейного комплекса построено в начале XX века. По легенде, после постройки мавзолея могила начала расти, достигнув на сегодня почти 18 метров. По этой причине архитектурный комплекс несколько раз достраивался и удлинялся. По другой гипотезе могила целенаправленно сделана такой большой, чтобы нельзя было определить точное место нахождения останков с целью украсть их. В 1996 году самаркандский мавзолей посетил 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На тот момент у склепа стояло засохшее фисташковое дерево. Спустя некоторое время после того, как патриарх решил его освятить, дерево ожило.