Мужской монастырь в грузии. Монастырь бодбе. Бодбийский женский монастырь
Шио-Мгвимский монастырь
Действующий мужской монастырь был основан преподобным Шио - одним из тринадцати ассирийских святых отцов, которые прибыли в Грузию в VI веке и много постарались для проповеди христианства.
Старая церковь была возведена в начале VI века и освящена в честь Иоанна Крестителя, это так называемый "свободно-крестовой" тип строений, очень простой и строгий.
В комплексе монастыря было построено большое количество различных зданий, но старая его часть сохранила свои оригинальные формы. Монастырь богат фресками принадлежащими концу XVI века. К настоящему моменту в монастырь перенесены мощи 6000 преподобномучеников Гареджийских, регулярно проходят богослужения. Из архитектурных построек сохранились купольная церковь 60-х гг. VI в., трапезная эпохи зрелого средневековья, большая церковь XII в.(1123 г.), восстановленная в XVII в.
Сафарский монастырь
Сафарский монастырь расположен в горах недалеко от Месхетии в южно-восточном направлении. Он основан св. Саввой в XIII веке.
Монастырь действующий, мужской. В настоящее время это обитель для 20 монахов и послушников которые живут сельским хозяйством и пожертвованиями от населения.
Монастырь Кинцвиси
Средневековый монастырь расположен в живописном ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели (Грузия). Монастырь действующий, мужской. В настоящий момент в нем три храма, колокольня и руины различных второстепенных построек.
В главном, купольном прямоугольном кирпичном храме св. Николая (рубеж XII-XIII вв.) множество знаменитых фресок того же времени. Среди сохранившихся росписей можно увидеть изображения ангела из "Благовещения", жен-мироносиц, прп. Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнели, св. Нины, вмч. Георгия, ктиторские портреты - царя Георгия III, царицы Тамар, царевича Георгия, Антония Сагирисдзе, первого министра царицы Тамар.
Монастырь Иоанна Зедазнийского
Монастырь, в его нынешнем виде, был возведен в VII-VIII вв. вблизи обветшавшей крепости.
Соборный храм - трехнефная базилика, сложенная из тесанного камня и грузинского кирпича. Длина и ширина монастыря - 13х13 метров, высота - 10,7 метра. Северная стена монастыря - глухая, в западной стене выход заложен, двери храма выходят на юг.
Колокольня монастыря сложена из кирпича. В восточном пределе храма под подковообразным каменным пологом погребен настоятель монастыря с 501 - 531 г. Иоанн Зедазнийский, в центре храма - Гиви Заалович Гурамишвили - дядя жены Ильи Чавчавадзе - Ольги.
На северной стене храма до наших дней сохранилась фреска неизвестного иконописца VII века - «Единоборство святого Георгия с драконом». Внутри храма на сравнительно высоких столбах была установлена каменная мрежа, такая же как и в Шуамтийском монастыре (в данное время Зедазнийская мрежа экспонируется в Государственном музее Грузии). Там же погребен ученик Иоанна Зедазенского дьякон Илья (531-542).
У Зедазнийской церкви бьет источник, воды которого собираются в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. «Из-под фундамента этой церкви, - пишет царевич Вахушти, - струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась, когда ее черпают чем-либо, и этой водой лечат недуги».
В 1705 г. верхняя Зедазнийская церковь была разрушена иноземными захватчиками. С той поры на Зедазенской горе осталось два церковных строения: часовня у подножия горы и монастырь Иоанна Зедазнийского, расположенный в средней части горного склона.
С 1479 года Зедазнийский и Шио-Мгвимский монастыри являлись фамильными усыпальницами владетельных феодалов Зедгенидзе-Гурамишвили. В последующие годы Зедазнийский монастырь пришел в запустение и в 1849 году был обновлен.
Долгое время Зедазнийский монастырь оставался без настоятеля. 10 января 1888 года Зедазнскую обитель, по повелению экзарха Грузии Палладия, принял настоятель Шио-Мгвимского монастыря епископ Александр (Окропиридзе). Об этом газета «Иверия» писала: «Епископ Александр пожаловал в Сагурамо и принял монастырь Иоанна Зедазнийского. Собранные трудами верующих 21 тысячу сто рублей епископ Александр передал Шио-Мгвимскому монастырю, на эти средства по распоряжению духовных властей в обитель были приняты 10 монахов - грузин, в торжественном слове епископ пообещал также содействовать возрождению Зедазнийского монастыря».
В 1889 г. епископ Александр (Окропиридзе) полностью отреставрировал монастырь Иоанна Зедазнийского, но поскольку обитель не владела земельными угодьями или какими-либо другими источниками доходов, да и богомольцы шли сюда неохотно, а также Зедазенские леса служили прибежищем для разбойников, монахи вскоре покинули обитель.
С 1932 по 1946 год смотрителем Зедазнийского монастыря был монах Эквтиме, в миру Эстате Соломонович Кереселидзе (1866-1946 гг), в прошлом владелец типографии и издатель многих книг. До 1932 года монах Эквтиме некоторое время был смотрителем Мцхетского кафедрального собора Светицховели.
Джвари (монастырь Святого Креста)
Джвари (храм Креста) - знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен собор Светицховели). Воздигнут правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, в честь него в Грузинской Церкви было установлено особое празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари.
В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной вместилищем для национальной святыни - креста св. Нины.
Строительство было закончено в 604 году, и храм дошел до нас почти без изменений. Храм Джвари - одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый известный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на вершине скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и гармонично вписывается в окружающий ландшафт.
Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с четырьмя примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).
Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари - он как бы связал окружающие горы. Мцхетский Джвари - гениальное творение грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Исключительную художественную ценность имеют рельефы Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного входа. Неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было перенесено место действия поэмы «Мцыри».
Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их порядка 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).
Монастырь Ахали Шуамта
Действующий женский монастырь построен в XVI веке недалеко от Телави. Изначально монастырский храм был расписан фресками, но после отмены грузинской автокефалии в XIX веке стены храма были закрашены белой краской. В XX веке краску попытались удалить, но восстановить удалось лишь отдельные фрагменты фресок.
По преданию, обитель была построена кахетинской царицей Тиной, дочерью гурийского князя. Ещё в детстве она увидела сон, что ей предстоит построить православный храм. Было показано ей во сне и место, где он должен быть, но не было открыто где оно находится. И только будучи уже женой кахетинского князя Левана, царица Тина узнала указанное ей во сне место во время путешествия по Грузии. Там и был основан монастырь, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Тина.
Монастырь Самтавро является одним из старейших женских монастырей в Грузии. История монастыря начинается в IV веке и связана со святой Ниной. После прибытия в Мцхету равноапостольная Нина некоторое время проживала в доме царского садовника, затем нашла уединенное место у северной границы Мцхеты, где поселилась в шалаше в кустах ежевики и продолжила свою проповедь.
Ещё при жизни преподобной Нины, когда она уже покинула Мцхету, народ шёл поклониться тому месту, где проповедовала святая. Таким образом "ежевичник" (Маквловани) стал святыней и святой царь Мириан построил на этом месте церковь, вероятно еще при земной жизни Нины.
Таким образом, «малый» храм монастыря - церковь святой Нины (Маквловани) - самый древний храм Мцхеты, построен он в первые годы после крещения Грузии. Несмотря на множество небольших переделок, церковь сохраняет в себе черты раннехристианской грузинской архитектуры и зримо отличается от более поздних построек Мцхеты.
Храм выглядит очень строго и даже несколько угрюмо. Но если вспомнить жизнь самой Нины, то становится понятно, что иным этот храм быть просто не может. Эта небольшая церковь как бы притягивает к себе именно своей простотой и скромностью.
Позже, сразу же после смерти Нины, царь Грузии Мириан, вернувшись из Бодбе, где упокоились останки святой, построил верхнюю церковь "для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её". Строительство длилось четыре года. Этот второй храм, более обширный, был освящен во имя Преображения Господня.
После своей смерти в Самтавро нашли покой святые равноапостольные царь Мириан и царица Нана - первые христианские правители Грузии. Церковь стала усыпальницей царского рода и предстоятелей Церкви. Вероятно, с этим связано происхождение её названия. Слово "самтавро" происходит от мтавари (по-грузински "главный," "старший"), и в переводе на русский означает "царская территория".
Храм Самтавро также скоро стал кафедральным - упоминания о Самтаврской епархии вероятно относятся уже к V веку. Из сохранившихся летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм Самтавро был одним из богатейших в Грузии. На протяжении веков Самтавро был центром христианской церковной жизни.
Преображенский храм на территории монастыря Самтавро несколько раз подвергался крупным реставрационным работам. Он был практически полностью обновлён при царе Арчиле и при царствовании Вахтанга Горгасали в V веке. При Георгии I храм сильно расширили и фактически перестроили заново, а его стены покрыли очень красивым оригинальным орнаментом. Особенно сильно Преображенский храм пострадал при нашествии Тамерлана, а в 1283 году его почти полностью разрушило землетрясение. Все восстановительные работы были выполнены здесь в XIII-XIV веках. Некоторое время Преображенский храм в Самтавро являлся резиденцией Картлийских святителей.
Женский монастырь во имя равноапостольной Нины в Самтавро был образован в 1820 году. Здесь долгое время действовало духовное училище для девушек, настоятельницей которого была владыка Исидора. В 1930-х годах обитель была закрыта, однако храм здесь всё равно продолжал свою работу.
Вновь обитель была открыта в 1990-х годах, а в 1994 году храмы Самтавро вместе с другими памятниками Мцхеты были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В монастыре Самтавро находится множество христианских святынь.
Начну, разумеется, с карты - так наглядно видно масштабы проделанной работы. Ну, как говорится, сам себя не похвалишь... А, вообще, правда, напишите в коментах нужно ли делать подобные статьи в будущем? Интересно? Или, иди-ка ты, Серёжа, займись чем-то действительно полезным..?
Монастыри Кахетии
Монастырь Квелацминда (Kvelatsminda)
Монастырь Квелацминда в Гурджани
Монастырь Икалто (Ikalto)
Монастырь Икалто
Как добраться в Кахетию из Тбилиси
Все храмы Кахетии вполне реально объехать за 1-2 дня. В первом случае галопом, во втором - размеренно. Лучше всего стартовать на авто из Тбилиси. Маршрутки ходят, но неудобно и только до городов Телави, Сигнахи или Кварели, соответственно. Т.о., надо сначала приехать в один из соот-щих городков, а там уже брать такси - 90 лари/день. Без ночёвки в таком случае, скорее всего, также не обойтись. То есть, прибавляем ещё 100-120 лари.
Своим ходом
В Телави и Кварели ходят маршрутки от метро Исани. Стоимость около 8-10 лари. Очень и очень желательно приходить пораньше - маршрут популярен среди местных жителей, места быстро заканчиваются. Расписания нет - отправление по мере заполнения. В общем-то, как и везде в Грузии.
В Сигнахи можно уехать от метро Самгори. Это в Тбилиси. Цена вопроса 6 лари. Интервал движения порядка двух часов, с местами ситуация аналогична - кто успел, тот и сел.
Из Телави в Сигнахи (и наоборот) ходит одна единственная маршрутка. О времени отправления лучше поинтересоваться накануне. Как способ весьма сомнительный, но в теории существует.
На такси
Из Тбилиси в Телави или Сигнахи туда-обратно обойдётся примерно в 80 или 120 лари соответсвенно (очень зависит от умения торговаться). При таком сценарии придётся прибавлять стоимость такси от городков до самих монастырей, что изрядно увеличивает конечную стоимость и оттого сомнительно.
Из Тбилиси с заездом в Телави - монастыри - заезд в Сигнахи и возвращение в Тбилиси на весь день стоит от 150 лари и выше. Сильно зависит от сезона. В сезон цена ползёт в район 180.
На машине
Стартовать лучше из Тбилиси. Если приезжать в Грузию не на своей машине, то её стоит арендовать. Я через этот сайт . Все координаты GPS можно взять из карты, что вначале этой статьи и забить в навигатор или офлайновские карты Google или Maps.me - кому что больше нравится.
Экскурсия в Кахетию
Для тех, у кого нет прав, боязнь водить арендованный авто или и то, и другое есть индивидуальные экскурсии в Кахетию из Тбилиси на один день - это самый лучший способ, чтобы с одной стороны, решить проблему транспорта, сэкономить на ночёвке и вернуться в Тбилиси в тот же день, с другой - получить максимум удовольствия от общения с местным жителем. То, ради чего и стоит ехать в Грузию.
Хороших экскурсий много, но лично ме импонирует Михаил и его очень крутая авторская экскурсия по Кахетии - можно уехать на целый день дегустировать вино в Алазанской долине и успеть осмотреть самобытные кахетинские монастыри. От самого Михаила все просто в полном восторге! Достаточно почитать .
Групповые экскурсии - вариант, но, честно говоря, уже компромиссный. Но тоже вариант. Программа сильно урезана до одного монастыря и одной дегустации. По отзывам неплохая экскурсия в Кахетию .
Тут позволю себе небольшое лирическое отступление. Когда сразу после возвращения из Грузии судьба забросила меня в Афины, я вдруг с удивлением для себя обнаружил такое очевидное сходство, которым обладают монастыри Грузии и Греции. Да, в Афинах я провёл в разы меньше времени, чем в Грузии, но это вот прям бросилось в глаза. На фото ниже небольшая, но очень атмосферная византийская церковь в Афинах - одна из старейших православных церквей в городе.
Нет, конечно, ни Греми или Алаверди, но Старая Шуамта или Квелацминда чем-то напоминает...
На заднем плане церковь Богородицы Капникареи в Афинах
На самом деле, подобное сходство совсем не случайно. Это отражение традиционных культурных скреп Грузии и Византии. Так, например, именно греческий язык можно рассмотреть внутри в скале в грузинской Вардзии...
Военно-грузинская дорога
Троицкая церковь Гергети
Троицкая церковь Гергети
Как добраться
Чтобы увидеть все монастыри Грузии, расположенные на Военно-грузинской дороге нужно быть мобильным (такси, машина напрокат, экскурсии). Это позволит делать остановки в нужных местах. Если ехать своим ходом, то добраться можно будет только до одного храма - Гергети в Казбеги, куда приходит маршрутка из Тбилиси. Едет она, естественно, без остановок у достопримечательностей.
Своим ходом
Маршрутки отходят от метро Didube. Возле этого метро есть одноимённая автостанция, где нужно найти маршрутку до Казбеги. Стоимость 10 лари. В сезон отправление каждый час с 8:00 до 19:00. Обратно расписание и интервал движения примерно такие же.
На такси
Найти можно на любом углу. Умение торговаться сильно поможет уехать по цене от 150 лари. Время ожидания дополнительно никак не оплачивается - таксист будет ждать ровно столько, сколько потребуется (разумеется, исключительно в пределах светового дня).
На машине
Отправной точкой и на это раз будет Тбилиси. У меня была , которую я бронировал через этот сайт . Все координаты GPS можно взять из карты, что вначале этой статьи и забить в навигатор, карты Google или Maps.me.
Экскурсия по Военно-грузинской дороге
Групповые экскурсии проводят сразу на двух языках одновременно - группы собирают интернациональные. Диагноз тут таков: показано к применению исключительно любителям селфи, которым достаточно 10-15 минут на каждый монастырь. Ни о каком "постоять и проникнуться атмосферой" речи тут не идёт. Более серьёзный подход - это индивидуальные экскурсии с местным жителем.
Очень хорошие отзывы о гиде по имени Артур. Его индивидуальная экскурсия называется " ". Второго по популярности гида в этом регионе зовут Гия. Отзывы о нём можно почитать
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
В случае с Тбилиси всё совсем просто - никуда ехать не надо. Все перечисленные монастыри реально обойти за один день. По Тбилиси вообще можно передвигаться исключительно пешим ходом. По крайней мере, за мои, без малого, четыре поездки в Тбилиси, у меня сложилось стойкое ощущение, что местные жители именно так и делают.
Если эмоциональное решение о поездке в Тбилиси уже принято, но ещё не согласовано со своим "рацио", то, на всякий случай, можно забронировать что-то из гостиниц, чтобы в случае окончательного решения ехать было уже место куда. У большинства отелей отмена брони бесплатна. На такой случай у меня в блоге есть статья про проверенные и потому рекомендуемые мной . Надеюсь, кому-то из вас пригодится.
В Светлый, пасхальный, понедельник мы ходили с парижанкой Аллой (паломницей, которая тоже останавливалась в монастыре на Елеоне) на службу в Свято-Троицкий собор.
Он - в ведении Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Московского Патриархата.
2
В 7 часов утра в храме была Божественная литургия,
затем — Крестный ход вокруг собора.
1
1
1
Пел прекрасный хор Троице-Сергиевой Лавры, приехавший сюда.
1
Давно я не слышала такого чудесного пения!
Церковные службы Светлой седмицы — короткие.
Даже странно, ведь службы в Великий пост (в монастырях) длились по 5 и более часов утром и по 2-3 часа — вечером. А тут — где-то около часа.
Нам с Аллой после монастырских длинных служб с частыми земными поклонами (Великий пост ведь шел!) было как-то непривычно. Но - все Слава Богу!
Свято — Троицкий собор.
3
Строительство этого храма было начато в 1860-м году к северо-западу от Старого города. Совсем недалеко от него. Пешком можно дойти.
В 18-м веке русские паломники остро нуждались в своем русском храме, где они могли молиться на родном языке.
В этом, 2017-м, году, кстати сказать, празднуется 145 лет со дня освящения Свято — Троицкого собора.
Вообще этот 2017-й год богат на наши юбилеи в Иерусалиме.
Помимо 145-летнего юбилея в Свято-Троицком соборе, будет празднование 135 — летия со дня основания Императорского Православного Палестинского общества.
А также празднование 200 — летия со дня рождения архимандрита Антонина Капустина, первого начальника Русской Духовной миссии, который так много сделал для физического русского присутствия на Святой земле.
Он покупал земельные участки по всей Палестине, строил паломнические дома для русских православных людей, храмы, приюты.
После утренней службы в Свято-Троицком соборе мы с Аллой пошли в Старый город к Яффским воротам и встретили там паломницу, москвичку Марину, с которой мы имели «хождение по мукам» в Старом граде Иерусалиме в ночь перед схождением Благодатного Огня (я об этом подробно рассказывала в моей 6-й части).
Марина приехала в Иерусалим в… 16 (!) раз!
Она убедила нас идти в монастырь Святого Креста (еще монастырь называют монастырем Животворящего Креста), который построен на месте, где росло Древо, из которого впоследствии был сделан Крест Христов, на котором Его распяли.
Этот монастырь расположен в красивой долине Креста в западной части Иерусалима. Монастырь Святого Креста — по дороге на Хадассу (медцентр), как ехать в Русский Горненский монастырь, в район Эйн-Керем.
Этот монастырь расположен недалеко от Кнессета (израильского парламента). Эта часть Иерусалима называется Новым городом. И мы шли туда пешком от Старого города.
Монастырь Святого Креста — один из древнейших монастырей Иерусалима.
5
5
Очень величественный и красивый. Напоминает монастыри Афона.
Жаль, не догадалась прогуляться по окрестностям и издалека сделать снимок монастыря и его крепостных стен.
Действительно, внушающе. Очень похож на крепость: стены — из крупных блоков, небольшие окна, единственный вход — узкие и низкие ворота.
2
Его древние пожелтевшие от времени стены манят к себе…
2
Он очень долгое время был закрыт для всех.
И только в 1985-м, по распоряжению Патриарха Иерусалимского открыл свои двери посетителям.
Но перед тем, как мы переступим порог этого чудо-монастыря, расскажу кратко, тезисно, его историю
КЕМ И КОГДА БЫЛ ОСНОВАН МОНАСТЫРь?
Тут несколько легенд на сей счет:
1. В 4-м веке императором Св. Константином и его матерью Св. Еленой.
2. 4-й век. Грузинским христианским царем Мирианом 3-м, который совершил паломничество на Святую землю.
3. Монастырь построен в 6-м веке византийским императором Ираклием. Он победил персов и отнял у них Крест Господень, на котором Он был распят.
4. Был построен в годы царствования византийского императора Юстиниана в 6-м веке. Именно 6-й век был «золотым веком» монашества на Святой земле.
Видите, как много легенд возникновения этого монастыря, какой он древний?
Без сомнения то, что монастырь Святого Креста был основан в Византийский период истории Иерусалима.
В одной из рукописей библиотеки Иерусалимской Православной церкви упоминается этот монастырь и его местоположениe в 6 — 7-м веках.
Самым страшным для христиан было время арабского правления халифа аль-Хакима из династии Фатимидов. В 1009-м году по его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство монастырей и церквей.
Были сильно разрушены и опустошены Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня - другое его название) и монастырь Святого Креста.
ВРЕМЕНА ГРУЗИНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЕМ
Пришедший в упадок монастырь после времен халифа аль-Хакима был вновь отстроен на средства грузинского царя Баграта 3-го и большими стараниями и талантом грузинского монаха с Афона Прохорa.
Это было до вступления крестоносцев в Иерусалим (до 1099 г.).
Монахи, населившие монастырь после восстановления его, были греками и грузинами, многие из них пришли с Афона, из Греции.
Oчень помогал грузинский царь Давид 4-й Строитель (жил около 1073-1125)
В то время в монастыре жили около 100 монахов. Монастырское хозяйство было крепким. Монастырь покупал все новые и новые земли себе.
Правда, когда пришли крестоносцы, поотнимали они земли православных в пользу католиков.
Особенно расцвел монастырь Святого Креста после того, как крестоносцы оставили Иерусалим.
В 12-м веке, в правление Грузией царицы Тамар, расцветал монастырь.
4
В Иерусалим прибыл грузинский знаменитый поэт Шота Руставели, написавший эпическую поэму «Витязь в тигровой шкуре». Царский двор послал его с миссией реставрации монастыря, пострадавшего после крестоносцев.
Во время пребывания Шота Руставели там число монахов значительно выросло. Много было ученых монахов, писавших богословские трактаты, переписывающих древние манускрипты.
При Шота Руставели были обновлены настенные фрески. Они были выполнены в иконографическом стиле.
4
Интересно, что сам поэт тоже был изображен на первой церковной колонне справа.
И что вы думаете? Я так увлеклась там колодцами и добыванием воды из них (рассказ и показ ниже), что не осмотрела по — хорошему настенные фрески в церкви и знаменитые мозаичные полихромные полы (там виден, говорят, даже древний мозаичный пол 6-го века). И я, балда, прошла мимо всей этой красоты! Естественно, фот нет. К великому моему сожалению. Даст Бог, в следующий мой приезд в Иерусалим снова пойду в этот монастырь тщательно лицезреть его красоту.
Но вернемся к Шота Руставели.
Есть еще одно предание, что не посылал его царский двор с поручениями в Иерусалим. Он сам прибыл сюда за гробом горячо любимой им царицей Тамар, которая завещала быть погребенной на Святой земле. И здесь царедворец Шота Руставели принял монашеский постриг. А затем с братией монастыря тоже расписывал стены церкви монастыря.
Есть версия, что именно в этом монастыре поэт написал своего «Витязя в тигровой шкуре». Говорят, что в этом монастыре он умер и похоронен прямо за алтарем. Но точное место его захоронения неизвестно.
Как, впрочем, и неизвестно погребена ли царица Тамар в этом монастыре. По одному из преданий, - да, погребена. По другому преданию, - она упокоилась в Гелатском монастыре в Грузии.
В монастыре Святого Креста есть единственный "автопортрет" Шота Руставели.
Он изобразил себя маленькой фигуркой, преклоняющейся перед двумя святыми- Максимом Исповедником (слева) и Иоанном Дамаскиным (справа). Здесь же — надпись на грузинском: «Расписавшему сей храм Шоте Руставели да простит Бог грехи, аминь. Руставели».
В 13-м веке пришли мамлюки, захватили монастырь, изгнали всех монахов из монастыря, церковь православную превратили в мечеть, а монастырь — в школу для дервишей.
Слава Богу, в этом же веке монастырь, церковь и его владения были возвращены православным вмешательством византийского императора Андроника 2-го.
Но монастырь был реорганизован. Монашеская грузинская община была устроена по образцу греческих православных общин Иерусалима того времени.
Монастырь процветал с начала 14-го и до начала 16-го веков. Потом Палестина перешла под власть турок.
До 16-го века в Иерусалиме было много грузинских монастырей. Не один только монастырь Святого Креста.
Но долг грузинской общины стал расти и достиг огромных размеров. Начали продавать земли, сдавать в аренду грузинские монастыри другим христианским общинам, которые стали со временем присваивать их себе.
В 17-м веке у грузинской общины в Иерусалиме оставался всего один монастырь — монастырь Святого Креста.
4
И тот вскоре попал в руки кредиторов.
Грузинских монахов оставалось очень мало в монастыре. Сам настоятель монастыря проживал в Грузии. Не в монастыре в Иерусалиме.
Монастырю в это тяжелое время помогла греческая Иерусалимская Православная Патриархия.
Долги монастыря ими были выплачены. И грузинский монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Монастырь стал принадлежать грекам.
Грузины владели монастырем 7 веков. Вы только вдумайтесь в эту цифру…
МОНАСТЫРь СВЯТОГО КРЕСТА С 18-ГО ВЕКА И ПО НАШИ ДНИ
В течение всего 18-го и до половины 19-го веков монастырь был действующим. Здесь проживало много монахов, несмотря на постоянные угрозы мусульман.
В 1848 году к Иерусалимскому Патриарху обратилась Русская Православная Церковь за разрешением об учреждении в монастыре Святого Креста Русской Dуховной миссии. Но у Иерусалимского Патриарха были свои виды на монастырь.
Здесь была образована богословская школа.
В 18-м веке было достроено 3 этажа, перестроена трапезная, переделаны монашеские кельи, создан музей.
Это был первый музей в Иерусалиме, где среди церковных экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки.
В бывшем (теперь уже можно так сказать) монастыре была крупнейшая библиотека во всей Палестине.
Богословская школа для подготовки духовенства действовала более 50-ти лет, до 1908 года, когда ее закрыли из-за экономических трудностей.
Многие десятилетия здесь проживал только один настоятель, который был и сторожем.
За эти долгие годы безвестности здание монастыря (и снаружи, и изнутри) было повреждено временем. Полихромные мозаичные полы разрушались, замечательные настенные росписи исчезали. Значительная часть памятников и древностей монастыря оказалась утраченной.
В 70-х годах прошлого века проводилось полное восстановление здания, частичная консервация настенных фресок.
С 1985 года — это монастырь-музей.
Вот такая долгая история монастыря Святого Креста. По которой можно и политическую жизнь страны отслеживать. Не только жизнь монастыря.
А теперь зайдем в монастырь и исследуем его.
2
Монастырь стоит на том месте, где, по преданию, Лот вырастил дерево из трех пород (сосна, кипарис и кедр).
Эти три дерева срослись так, что стали одним древом. И именно из этого Древа был сделан Крест Христов для Его распятия.
А было так, как рассказывает нам Библия.
Лот с семейством покинули проклятый Богом Содом, убегая в Сигор.
Его жена по пути оглянулась (а это было запрещено Господом) и превратилась в соляной столб.
Лот остался с двумя дочерьми и поселился в сигорской пещере.
Эти дочери думали, что Всевышний истребил весь род людской за грехи его и что остались только они втроем.
И дочери Лота, чтобы продлить род свой, напоили отца своего вином и соблазнили его. (Бытие., гл. 19) И родили от него каждая по сыну. От которых пошли моавитяне и аммонитяне.
Лот был в отчаянии, когда узнал, что натворили его дочери. И вот здесь заканчивается Святое писание о Лоте и продолжается его история в преданиях церкви.
Господь хотел наказать Лота за такой грех. Но потом Он дал Лоту 3 ростка и повелел посадить их, поливать и растить.
Лот 40 лет носил воду аж из Иордана и поливал деревья.
Они срослись в одно. И выросло то Крестное дерево.
Что только ни хотели из него сделать. Но ни для чего не подходило оно, потому что изначально это Dрево предназначалось для Крестного распятия Христа.
В этом монастыре есть место, где, по преданию, и росло Dрево Лота.
3
3
А еще там есть колодцы.
Мы нашли два на территории монастыря.
2
Один из них — в монастырской трапезной.
2
Мы даже сумели зачерпнуть эту воду из колодца и взять водицу с собой.
Но очень авантюрно у нас происходило добывание воды.
Мы увидели неподалеку восточный кувшин. Связали свои 5 головных платков узлами, привязали к кувшину и опустили его в колодец.
И воду мы добыли!
1
2
Хороша водица! Мы налили ее в бутылочки, что принесли с собой, испили водицы и даже умылись ею.
Трапезная — место, где отчетливо чувствовалось прошлое.
Там — каменные столы. За ними сидела братия, ела простую, непритязательную пищу, пили воду из колодца (вот из которого мы сейчас пьем!).
Во время трапезы монах нес послушание — громко читал молитвы. Так было положено. Слышу голос этого монаха из глубины веков…
Мы с паломницами пьем воду. Молчим…
3
HTML-код для вставки на сайт или в блог:
Монашество - сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей. В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря - 72 мужских и 62 женских. Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности.
Время основания
: XVI век.
Местонахождение
: недалеко от г. Телави.
Современное состояние
История
: По преданию был построен кахетинской
царицей Тиной, которая увидела в детстве пророческий сон
об этом, и узнала показанное во сне место уже когда была
женой кахетинского князя Левана. Здесь был построен
монастырь, в котором впоследствии приняла постриг и сама
Тина.
Атенский Сиони
Время основания
: VII век.
Местонахождение
: в селе Атени, в 12 км к югу от г.
Гори.
Современное состояние
: действующий монастырь.
История
: Главный храм, посвящённый Пресвятой
Богородице, построен в начале VII века, росписи датируются
XI веком, также на территории монастыря сохранились
древние храмы Орбелиани (VIII-IX века) и Цминда Гиорги (XI
век).
Бетания
Время основания
: XI век.
Местонахождение
: в ущелье реки Вере, в 16 км от
Тбилиси, около села Самадло.
Современное состояние
: действующий мужской
монастырь в честь Рождества пресвятой Богородицы.
Святыни
: мощи неизвестных мучеников.
История
: Обитель названа в честь селения Вифания,
где жили Марфа и Мария и где Господь воскресил Лазаря.
Здесь, по преданию, часто отдыхала святая царица Тамара. В
средние века монастырь пришёл в запустение, и был случайно
обнаружен в середине XIX века художником Г. Гагариным,
после чего в нём поселился иеромонах Спиридон,
восстановивший Бетанию. В советское время это была
единственная обитель, в которой продолжалась монашеская и
богослужеюная жизнь (официально монахи были оформлены как
музейные смотрители). Последний насельник, старец Георгий
(Мхеидзе), скончался в 1962 году, а в 1978 году сюда
прибыли новые монахи и Бетания стала первым монастырём,
открывшимся в советское время.
Бодбе
Время основания
: IV век.
Местонахождение
: в двух км. от г. Сигнахи, около
села Кедели
Современное состояние
: действующий женский
монастырь.
Святыни
: Мощи св. равноапостольной Нины, которая
была погребена здесь, чудотворный источник в честь св.
Нины.
История
: в IX веке был построен главный
монастырский храм в честь св. Нины, в нём сохранились
фрески того же времени. После монгольского разорения XIII
века сведений о монастыре нет, вплоть до XV века, когда он
снова обрел славу религионого центра. В связи с персидским
нашествием в XVI веке монашеская жизнь здесь прерывается.
В следующем столетии монастырь начинает действовать как
мужской, известно, что при нём действовала более двух
столетий школа. Последний монах скончался в 1837 году, и
лишь через полвека по указу императора Александра III
обитель возродилась как женский монастырь, который вскоре
стал одним из самых крупных в Грузии. В советское время
монастырь был закрыт и снова открылся только в 1995 году.
Время основания
: XII век.
Местонахождение
: около села Вардзия в долине р.
Кура, в 70 км к югу от г. Боржоми.
Современное состояние
История
: Эта пещерная обитель была построена в
1156-1205 годах при поддержке св. царицы Тамары, которая
часто молилась здесь. Также здесь подвизался святой Ианн
Шавтели. В 1551 г. монастырь был разрушен войсками
персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века его
захватили турки, которые сожгли монахов прямо в храме. В
XIX веке, после освобождения этого региона русскими
войсками, в Вардзиа пришли греческие монахи и возродили
здесь монашескую жизнь. В 1938 г. монастырь закрыли и
превратили в музей, в 1990-е годы сюда вернулись монахи.
Вачнадзиани
Время основания
: XV-XVI века.
Местонахождение
: в 8 километрах от деревни
Вачнадзиан района Гурджаани.
Современное состояние
: не действует.
Гелати
Время основания : XII век.Местонахождение : в пяти км к северо-востоку от г. Кутаиси.
Современное состояние : действующий монастырь.
Святыни : мощи св. благоверного царя Давида Строителя.
История : Был основан св. царём Давидом Строителем в 1106 г., в честь присоединения к грузинскому государству Кахетии и побед над турками-сельджуками. Здесь же царь создал Гелатскую академию, крупнейший просветительский центр Грузии, в котором трудились такие выдающиеся умы как святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. Монастырь стал усыпальницей грузинских царей. Действовала при нём и больница. В 1510 г. турки разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Но очень быстро имеретинский царь Баграт III восстановил его. Со второй половины XVI в. до 1814 г. здесь находилась резиденця католикоса. В 1860-е годы монатырь был ограблен. В советское время был превращён в музей, в 1990-е годы передан Церкви.
Гурджиани
Время основания
: VIII век.
Местонахождение
: в двух км от села Гурджаани, район
Кахетии.
Современное состояние
: действующий женский
монастырь в честь Успения Божией Матери.
Святыни
: святой источник.
История
: Основана обитель в VIII веке. В советское
время здесь располагался санаторий. В настоящее время идёт
возрождение обители.
Гурия
Время основания
: VI век.
Местонахождение
: Чохатури, Аджария.
Современное состояние
: действующий мужской
монастырь в честь св. Иоанна Крестителя.
История
: это древнейшая обитель края Гурии. В
прежние столетия была очагом культуры и просвещения, при
ней была богатая библиотека, действовала школа. В
советское время обитель была закрыта, один из насельников
принял мученическую смерть от большевиков. Возрождение
пустыни началось в 2001 г.
монастырский комплекс Давидо-Гареджи
Время основания
: VI век.
Местонахождение
: на границе Грузии и Азербайджана,
в горах Кахетии, в 60 км от г. Тбилиси.
Современное состояние
: действующий мужской
монастырь.
История
: Преподобный Давид Гареджийский, придя в
эти края в начале VI века, основал здесь первый пещерный
монастырь, именуемый Давидовой Лаврой. Его ученики святые
Давид и Лукиан основали еще два монастыря - Додос
Рка и Натлисмцемели. В IX веке привёл обитель к
процветанию преподобный Иларион Ивер. В XI-XIII веках
появляются монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури. Это
время расцвета Давидо-Гареджийских монастырей. Монастыри
сильно пострадали при нашествии Тамерлана в конце XIV
века, а в 1615 г. войска шаха Аббаса I за одну ночь
истребили всех монахов - тогда пострадали шестьсот (по
другим данным - шесть тысяч) преподобномучеников
Гареджийских. Возродилась монашеская жизнь здесь только
после 1690 г., трудами святого Онуфрия Гареджийского. В
XIX веке лишь в монастыре Натлисмцемели жили монахи.
Джвари (монастырь Святого Креста)
Время основания
: VI век.
Местонахождение
: у слияния рек Куры и Арагви, возле
г. Мцхета.
Современное состояние
: дейстующий мужской
монастырь.
История
: Первый храм был построен во второй
половине VI века рядом с установленным ранее св. Ниной
поклонным крестом.
Время основания
: VI век.
Местонахождение
: на левом берегу р. Арагви, к
востоку от г. Мцхета.
Святыни
: мощи прп. Иоанна Зедазенийского.
История
: обитель была основана преподобным Иоанном
Зедазенийским в начале VI века на месте бывшего здесь
прежде капища идола Задена. Сохранившиеся до наших дней
здания построены в VII-VIII вв. Известен святой источник,
истекающий возле монастырского храма. В XVII веке
монастырь пришёл в запустение и возрождён был только в
1849 году. К концу XIX века епископ Александр Окропиридзе
полностью реставрировал монастырь. В советское время, до
1946 г. в обители оставался смотрителем последний монах -
о. Евфимий.
Икалто
Время основания
: VI век.
Местонахождение
: рядом с селом Икалто, в 7 км от
Телави.
Святыни
: мощи прп. Зенона Икалтийского.
История
: Монастырь основан преподобным Зеноном
Икалтийским. В XII веке св. царь Давид Строитель построил
при нём Академию, которая была разрушена во время
нападения войск шаха Аббаса I в 1616 г.
Кахтувни
Время основания
: VIII-IX века.
Местонахождение
: на левом берегу реки Кахтувни,
Картли.
Современное состояние
: действующий мужской
монастырь.
История
: Древний монастырь опустел во время
нашествия войск шаха Аббаса - братия покинула его, спрятав
при этом чтимую икону Божией Матери. В XIX веке новые
монахи по указанию свыше обрели спрятанную икону. Во время
коммунистических гонений монастырь был закрыт и икону
спрятал у себя кто-то из верующих, до сего времени она не
найдена. В 1993 году здесь возобновилась богослужебная и
монашеская жизнь.
Кватахеви
Время основания
: ХII век.
Местонахождение
: вблизи деревни Кавтисхеви, в 55
км. к западу от г. Тбилиси.
Современное состояние
: не действует.
История
: Основан в ХII веке, был значительно
повреждён во время нашествия Тамердана в конце XIV века,
полностью был восстановлен уже в середине XIX века.
Время основания
: XII век.
Местонахождение
: ущелье реки Дзама в 7 км к
юго-западу от поселка Карели.
Современное состояние
: действующий мужской
монастырь.
История
: сохранившийся доныне главный храм
монастыря построен в конце XII века.
Козифа
Время основания
: VII век.
Местонахождение
: ущелье Дзами, недалеко от г.
Гори.
Современное состояние
: действующий мужской
монастырь.
История
: Первая церковь была построена здесь в VII
веке, позднее монастырь обстраивался в XIII столетии. В
разные века от вражеских нашествий пострадало много
монахов. В XVII веке монастырь упоминается как
недействующий. Восстановление монастыря началось в 1997
году.
Мартвили
Время основания
: VI-VII века.
Современное состояние
: действующий мужской
монастырь.
История
: Был основан на месте страдания древних
мучеников. Монастырь на протяжении многих веков являлся
религиозно-просветительским центром, здесь трудились Иоанн
Гимнограф (X в.), архиепископ Иоанн (XI в.), святой
Антоний (Цагарели) (XVII в.) и многие другие. Развитие и
строительство монастыря было продолжено и в XIX веке. Его
красотой восхищался святой Евфимий (Такаишвили) (+1953).
После запустения советского времени монастырь снова
открылся в 1998 г.
Моцамета
Время основания
: X век.
Местонахождение
: недалеко от г. Кутаиси
Современное состояние
: не действует.
История
: Главный храм посвящён в честь святых
братьев-мучеников Давида и Константина Аргветских,
погибших от рук арабского захватчика Мурвана Ибн Мухаммеда
в VII веке. Здесь же, в монастыре, почивают их мощи.
Некреси
Время основания
: IV век.
Местонахождение
: за рекой Алазани в Кварельском
районе Кахетии.
Современное состояние
: недействующий
монастырь.
История
: сохранилась древнейшая базилика,
построенная здесь в конце IV в. В VI веке святой Авив,
один из прибывших из Сирии святых, стал епископом
Некресским и имел здесь резиденцию. Монастырь являлся
важным культурным центром Кахетии.
Питарети
Время основания
: XIII век.
Местонахождение
: в районе Тетрицкаро, далеко от
населённых пунктов.
Современное состояние
: не действует.
История
: построен в 1216-1222 г. во время правления
царя Лаша-Георгия. После неоднократных набегов и разрений
монастырь был закрыт в 1731 г. Здания сильно пострадали от
землетрясения 1988 г.
Преображенский монастырь г. Тбилиси
Время основания
: XVIII век.
Местонахождение
: г. Тбилиси.
Современное состояние
: действующий женский
монастырь.
История
: В 1789 г. Церкви были переданы здания
древней тюрьмы и дворца, где был основан монастырь,
освящённый в 1824 г., а также духовная семинария и
приходская школа. В этой обители долго жил святитель
Александр (Окропиридзе), а с 1906 по 1908 -
священноисповедник Амвросий (Хелая). При коммунистической
власти монастырь был закрыт. В 1991 году возвращён Церкви,
тогда же возобновилась в его стенах монашеская жизнь. С
2003 г. при нём действует школа сестёр милосердия.
Ркони
Время основания
: VII век.
Современное состояние
: не действует.
История
: Строительство монастыря, начатое в VII
веке, продолжилось и завершилось уже на протяжении XI-XII
веков.
Время основания
: XI век.
Местонахождение
: г. Мцхета.
Современное состояние
: действующий женский
монастырь в честь Преображения Господня.
Святыни
: мощи св. царя Мириана и св. царицы Наны,
мощи св. Абибоса Некресского, мощи прп. Шио
Мгвимского.
История
: первый храм здесь был построен святым
царём Мирианом, крестителем Иверии, который и был здесь
погребён. Позднее образовался монастырь. В XIX веке при
обители действовало женское училище. На территории
монастыря погребён старец Гавриил, один из наиболее
почитаемых подвижников нового времени, на могилу которого
приходит множество паломников.
Сапара
Время основания
: XIII век.
Местонахождение
: в горах недалеко от
Месхетии.
Современное состояние
: действующий мужской
монастырь.
История
: основан святым Саввой в XIII веке.
Тимотес Убани
Время основания
: XIII век.
Местонахождение
: неподалеку от курорта Цагвери в
Боржоми.
Современное состояние
: действующий мужской
монастырь.
История
: Главная церковь была построена в X веке, а
монастырские здания в XIII веке.
Время основания
: VI век.
Местонахождение
: на северном берегу р. Кура,
примерно в 30 км от г. Тбилиси.
Современное состояние
: действующий мужской
монастырь.
Святыни
: Мощи прп. Шио Мгвимского. В этой обители
также почивают перенесённые сюда мощи шестисот
преподобномучеников Давидо-Гареджийских.
История
: основан преподобным Шио (Симеоном)
Мгвимским, одним из тринадцати святых просветителей,
пришедших в Грузию из Сирии в VI веке. Быстро стал
крупнейшим грузинским монастырём. Старая церковь
сохранилась с VI века, позднее были построены другие
здания. Сохранившиеся фрески относятся к XVI веку.
Монастырь был разорён при вторжении войск шаха Аббаса в
1616 г., шестьдесят лет спустя восстановлен, но в 1720 г.
снова опустошён теперь уже турками. Впоследствии монастырь
был снова возрождён, в советское время, как и другие,
закрыт, а в настоящее время имеет новых насельников.