Дворец во-ле-виконт. Дворец во-ле-виконт Во ле виконт план
)
Время работы:
с 10:00 до 18:00 (c 27 марта по 7 ноября, закрыт по средам
и в остальное время года). Во время «Вечера свечей» закрывается в 23:00.
Вход во дворец:
14€ для взрослых, 11€ до 16 лет, бесплатно для детей до 6 лет.
Вход на «Вечер свечей» на 3€ дороже.
Станция RER:
Melun
Сайт:
www.vaux-le-vicomte.com
В 55 километрах на юго-восток от Парижа, неподалеку от Фонтенбло , раскинулась одна из красивейших классических усадеб Франции - Vaux-le-Vicomte или Во-ле-Виконт.
У садьба Во-ле-Виконт была построена в 1658-1661 специально для виконта Во и Мелена Николя Фуке. В то время он был любимчиком французского короля Людовика XIV. Получив поместье, Николя Фуке про него забыл и вспомнил лишь через 15 лет, когда занял должность главного финансиста Франции.
Ф актически единовластно распоряжаясь казной Франции, Николя Фуке затеял огромную и дорогостоящую перестройку усадьбы, пригласив лучших мастеров своего времени: ландшафтного архитектора Андре Ленотра, знаменитого соавтора Лувра и очень модного архитектора Луи Лево, а в качестве художника по интерьерам стал Шарль Лебрен.
З амок Во-ле-Виконт наполнен прекрасными фресками с изображением нимф и божественных созданий, интерьер замка сияет позолотой и изобилует произведениями искусства, которые французская армия безжалостно вывозила со всех концов света, а предприимчивый Фуке заботливо хранил в своем имении.
Т ак с помощью мастерства трех великих зодчих и огромных денежных средств скромная усадьба, стала шедевром классической архитектуры и самым большим особняком, построенным в 17 веке, не только во Франции и Европе, но и во всем мире.
С ама же усадьба Во-ле-Виконт состоит из прекрасного классического замка, окруженного рвом с водой, и огромного парка, который был создан специально по задумке Фуке.
В парковый ландшафт гармонично вписываются оригинальные фонтаны и каналы, которые наполняются из двух близлежащих рек. На данный момент именно парк привлекает к себе больше внимания, чем сам замок, ведь в этом парке собрана огромная коллекция прекрасных изящных статуй и светящихся в темноте фонтанов.
Ч ерез три года работы над усадьбой Во-ле-Виконт стала жемчужиной Франции, а довольный результатом Николя Фуке 17 августа 1661 года устроил огромный и очень пышный прием в честь новоселья. На приеме для первых лиц Франции выступали специально приглашенные Мольер и Лафонтен, которые к тому же еще были и хорошими друзьями владельца замка.
И менно столь вычурное и роскошное приобретение за счет королевской казны стало веским поводом для неожиданного ареста Фуке. Существует несколько мнений о причине его ареста, но ни одно из них до сих пор не нашло подтверждения.
С ейчас замок Во-ле-Виконт одно из самых посещаемых мест во Франции, а многие туристы стремятся посетить данную достопримечательность , так как знают о ней из романов Александра Дюма. Ведь именно благодаря его романам Николя Фуке известен как суперинтендант, которого арестовал Д’Артаньян по приказу короля.
Е сть еще одна детективная и загадочная версия, которая намекает на то, что Фуке стал жертвой хитрых интриг и козней его соперника Кольбера, стремившегося захватить пост министра финансов. А историки рассудительно говорят о том, что достаточно посмотреть на размеры и масштаб имения Фуке и становится ясно, что помимо интриг завистников он еще поплатился за слишком наглое использование королевской казны.
Д аже подсчитано, что строительство этого замка за счет государственных денег в годы войны Франции с Англией за колонии нанесло стране такой же ущерб что и проигрыш в крупном морском сражении.
З амок был конфискован, а вещи, посуда, гобелены, ковры, картины, скульптура, мебель были вывезены в Версаль и Лувр . Николя Фуке скончался в заключении, где ему даже не разрешали писать и разговаривать.
Т огда же пошла молва, что именно Николя Фуке и есть загадочный пленник в железной маске. Достоверных подтверждений этой версии о «Железной маске» не найдено историками.
Н о, все равно, сейчас Во-ле-Виконт привлекает туристов не только своей архитектурой и парком, но и загадочным историями, которые окружили имя его первого владельца. А съемки фильма «Человек в железной маске» в интерьерах замка Во-ле-Виконт только подогрели желание миллионов людей своими глазами увидеть старинные гобелены, удивляющие роскошью залы и кабинеты, леденящие душу лестницы, винные погреба и таинственные подземные ходы.
О собенно туристов привлекает закулисная жизнь загадочного замка, к которой можно прикоснуться, заглянув на кухню. Это единственное место в замке не претерпевшее изменений со времен постройки.
Н о еще более пристального внимания заслуживают проводящиеся каждую субботу «Вечера свечей» (с 1 мая по 9 октября), когда дворец и прилегающий к нему парк как и во времена своего первого владельца Николя Фуке освещаются тысячами свечей.
С ам же замок после Фуке постоянно переходил из рук в руки и менял названия. Так он был просто Во, затем Во-Вилар, после Во-Праслен. Один из владельцев замка в 1875 году даже намеревался сломать постройки, а территорию распродать по частям на сады, но об этом вовремя узнал любитель искусства и богатейший владелец сахарных заводов Альфред Сомье. Он выкупил и восстановил былую роскошь и красоту прекрасного имения.
Т ак что не удивляйтесь несколько нестандартному для музеев Парижа графику работы – замок и по сей день находится в частной собственности.
Из всех известных дворцов вокруг Парижа, которые можно посетить в течение одного дня, замок Во-ле-Виконт (Vaux le Vicomte), построенный в классическом стиле в 46 километрах к юго-востоку от Парижа, в архитектурном отношении выглядит наиболее гармонично, эстетически приятным и соразмерным человеку.
Он стоит в гордом одиночестве среди лесов и полей (время посещения март-ноябрь, ежедневно с 10.00 до 18.00; цена 12 евро).
Замок был сооружен между 1656 и 1661 годом для Никола Фуке, министра финансов Людовика XIV, по проекту лучших мастеров того времени архитектора Лево, художника Лебрена и ландшафтного архитектора Ленотра.
Результатом этой кооперации стало величие, четкость и совершенство пропорций, а также огромные расходы, которые был способен оплатить лишь тот, кто не делал различия между собственным карманом и государственной казной. Фуке не суждено было долго наслаждаться своим роскошным жилищем.
17 августа 1661 года он имел неосторожность пригласить к себе в гости короля и его свиту на роскошное новоселье, а через три недели его арестовали (по версии Дюма-старшего, д’Артаньян с мушкетерами), обвинив в растрате государственных денег (в чем он был, несомненно, виновен), и заключили в темницу до конца его дней.
А прославленную троицу мастеров пригласили построит еще одно достойное сооружение, но уже для короля, Версальский дворец , который должен был превзойти по красоте и роскоши замок человека, бывшего всего лишь его министром.
Замок Во-ле-Виконт, из которого король забрал большую часть его роскошной обстановки, оставался во владении вдовы Фуке вплоть до 1705 года, когда он был продан маршалу Виллару, противнику герцога Мальборо в войне за испанское наследство.
В 1764 году замок был снова продан, теперь уже герцогу Шуазёль-Праслен, министру флота Людовика XV. Его семья владела Во-ле-Виконтом до 1875 года, когда весь замок пришел в состояние такой крайней заброшенности что его прекрасные сады практически исчезли.
Новый владелец замка, французский промышленник Альфред Соммье, с энтузиазмом принялся за реставрацию замка и его отделку, что впоследствии стало делом всей его жизни.
Для посещения замок Во-ле-Виконт был открыт в 1968 году. Сегодня реставрационные работы продолжаются, и все больше и больше залов демонстрируют посетителям свое великолепие.
Описание замка Во-ле-Виконт
Замок Во-ле-Виконт, который виден прямо от ворот, представляет собой высокое, довольно строгое величественное здание, окруженное искусственным рвом. Лишь когда вы пройдете к южной стороне замка, туда, где идут под уклон сады, с геометрически выверенными участками травы и воды, подрезанными в форме квадратов деревьями и тисами, фонтанами и скульптурами.
Оглянувшись назад, вы сможете по достоинству оценить гармоничность и истинно французские черты этого сооружения, высокая покатая крыша которого удачно сочетается с центральным луковичным куполом, украшенным классическим фронтоном и пилястрами.
Что касается внутреннего убранства, то главное, что бросается в глаза - это конечно же роскошь и богатство. Наибольшее художественное впечатление производит работа Лебрена.
Он отвечал за создание двух изысканных гобеленов, висящих в зале при входе, которые были изготовлены в местной мастерской, открытой Фуке специально для украшения его дворца.
Позже эту мастерскую забрал себе Людовик XIV, и она стала затем известна как Королевская мануфактура гобеленов. Лебрену принадлежит также роспись многочисленных потолков дворца, в том числе в спальне Фуке, Салоне муз и в Комнате игр (композиция «Сон»), а также в так называемой Королевской опочивальне, убранство которой представляет собой первый образец того несколько тяжеловесного величественного стиля, который затем стал известен как стиль Людовика XIV.
Другие достопримечательности замка - это похожие на пещеры кухни, которые дошли до нас в практически не измененном виде, а также зал, где выставлены письма, написанные Фуке, Людовиком XIV и другими знаменитостями той эпохи.
В одном из них, датированном ноябрем 1794 года (когда в самом разгаре была Французская революция ) и адресованном герцогу Шуазёль-Праслену, с обращением на «ты» говорится следующее: «У тебя есть всего неделя, чтобы вручить сто тысяч фунтов...», а заканчивается письмо словами «Будь здоров! С братской любовью...» Можете себе представить, каким потрясением была такая фамильярность для аристократа.
В Музее экипажей, который располагается в конюшнях, выставлены различные виды гужевого транспорта с впряженными в них макетами лошадей.
Летними вечерами (время посещения май-октябрь, суббота с 8.00 до 24.00; июль-август, пятница и суббота с 8.00 до 24.00; стоимость 15 евро) в официальных залах замка зажигаются тысячи свечей, как это было, наверное, на том роковом празднике у Фуке, а в саду играет классическая музыка, что придает мероприятию особый блеск. Работу фонтанов и других гидротехнических сооружений можно увидеть летом во вторую и последнюю субботу каждого месяца (апрель-октябрь с 15.00 до 18.00).
Если вы едете по шоссе на автомобиле, учтите, что замок Во-ле-Виконт расположен в 7 километрах восточнее Мелёна, который, в свою очередь, находится в 46 километрах к юго-востоку от Парижа. Добраться до Мелёна можно по автостраде А-4 (поворот на Мелён Сенар).
Если вы решили ехать поездом, то вам нужно доехать до Мелёна на обычном поезде (40 минут 13,40 евро), идущим от Лионского вокзала, а затем пересесть на рейсовый автобус, который доставит вас прямо до замка (только в выходные, с большими интервалами).
Если нет возможности воспользоваться автобусом, вы можете, конечно, пройти последние 7 километров пешком, но удобнее будет взять такси (около 18 евро). Стоянка такси находится перед вокзалом, там же указаны и номера телефонов, по которым можно позвонить, если нет свободных такси.
Необычные экскурсии из Парижа
Небольшое поместье Фуке приобрел в 1641 г. из-за его выгодного положения: оно находится в 55 км от Парижа на пути между двумя королевскими резиденциями - Венсеннским замком и Фонтенбло. Приобретение этих земель позволяло оставаться близко ко двору и оказывать услуги королю во время переезда из одной резиденции в другую. Тогда и зародилась у Фуке мечта: построить здесь замок красоты невиданной, чтобы принять в нем короля с истинно королевской роскошью так, чтобы запомнилось гостям на всю жизнь. Ему хотелось слить воедино природу, архитектуру и искусство и создать возле дворца парк с неожиданными перспективами, водными затеями и таинственными уголками.
Для этого нужно было радикально изменить ландшафт, снести 3 деревни и старый замок, разбить террасы на пересеченной местности, изменить русло реки и подвести воду к множеству искусственных водоемов и фонтанов. Работы по расчистке и осушению были начаты сразу после покупки земель в 1641 г. Над преобразованием ландшафта трудились 18 тысяч рабочих. Особенно интенсивно работы по созданию парка велись с 1656 по 1661 год.
Чтобы осуществить свою мечту, Фуке привлек к строительству самых талантливых и уже заслуживших признание современников: архитектора Луи Лево, художника-декоратора Лебрена и строителя парков Ленотра. Основная ответственность легла на плечи Ленотра, которому было поручено создание единого ансамбля, включающего все строения усадьбы. Фуке предоставил мастеру полную свободу и необъятную территорию, позволив ему проявить всю силу своего гения. Ленотр приступил к работам в Во в 1653 г., результатом стало рождение первого классического французского парка, в котором все спланировано и предусмотрено, от размеров каждого объекта до впечатления, которое он должен произвести. Природа здесь - лишь материал для фантазии художника.
Согласно плану, русло реки Анкей было повернуто на 45 градусов и убрано в трубы, вырыт канал и резервуар объемом свыше 2000 куб.м, дабы обеспечить водой все водоемы и фонтаны будущего парка.
Искусство Ленотра уникально: он вписывает архитектурные сооружения в план паркового ансамбля так филигранно, что невозможно уже изъять ни одной составляющей. Главная планировочная ось пронизывает всю территорию усадьбы, систематизируя ее пространство.Она проходит через центр парадного двора и Овальный зал дворца, продолжается центральной и Водной аллеей в парке и завершается сейчас у подножия статуи Геркулеса, которая замыкает перспективу. В более поздних работах Ленотр будет оставлять перспективу открытой, уходящей в бесконечность. По первоначальному плану главная ось начиналась и заканчивалась трехлучием дорог, расходящихся под углом 60 градусов в стороны соседних населенных пунктов. Этот элемент будет неоднократно повторен в дальнейшем, в частности в Версале , подчеркивая важность места, куда стекаются все дороги.
Главную ось пересекают 3 перпендикулярных ей оси, расчленяющих все пространство на 4 части. Первая поперечная ось проходит через анфилады парадных залов первого этажа дворца, отрезая северную часть с трехлучием подъездных дорог, парадным двором, дворцом и службами от парковой зоны. Вторая поперечная ось разграничивает первую и вторую террасу партера аллеей. Третья ось проходит по каналу и сама служит водным партером, отделяя вторую террасу от завершающего аккорда ансамбля - Грота Речных Богов и холма со статуей Геркулеса.
Небывалый размах строительства вызвал зависть и пересуды при дворе. Секретарь короля Кольбер исподволь внушал молодому Людовику XIV, что дворец строится на краденые казенные деньги. Расположение короля Фуке собирался вернуть, организовав для него праздник по случаю завершения строительства дворца. 17 августа 1661 г. министр пригласил Людовика XIV вместе со всем двором на праздник в свой новый сказочный замок, не имевший себе равных в то время. Фуке так хотелось сделать праздник незабываемым, волшебным, неповторимым. И на свою беду, ему это удалось. Тщеславие министра победило доводы рассудка и друзей, твердивших об осторожности.
Небывалая роскошь приема настолько возмутила Людовика XIV, что вскоре последовал приказ об аресте Фуке и возбуждение дела о казнокрадстве и измене. Арест и строго изолированное содержание задержанного были поручены лично д’Артаньяну, самому настоящему реальному графу Шарлю Ожье де Бац де Кастельмор д’Артаньян. Фуке был осужден на пожизненное заключение в одиночной камере в крепости Пиньероль. Все 3 года с момента ареста и до того, как за Фуке захлопнулась навсегда дверь камеры в Пиньероле, д’Артаньян был неразлучен с подсудимым. Предписанная строгая изоляция заключенного была настолько жесткой, что Фуке стал одним из кандидатов на роль загадочной личности в железной маске.
После ареста хозяина усадьба была реквизирована, все ценные вещи - гобелены, мебель, посуда, скульптура и все апельсиновые деревья - вывезены в Лувр, откуда позже переправлены в Версаль.
Судьба усадьбы после ареста хозяина складывается драматично: через 12 лет мадам Фуке получила опустевший дворец обратно. С 1705 по 1875 усадьба переходит из рук в руки, чудом уцелев во время Французской революции 1789 г. и приходя понемногу в запустение. В 1875 г. крупный промышленник-сахарозаводчик и меценат Альфред Сомье выкупает имение и посвящает всю свою дальнейшую жизнь и средства его восстановлению. Руководит работами архитектор Габриэль Десталье. В процессе восстановления усадьбы рисунки Израэля Сильвестра, сделанные в 1660 г., служат ему первичным источником о садах Во.
Собирая антикварную мебель, воссоздавая интерьеры дворца и регулярный парк, Сомье хотел вернуть усадьбе блеск XVII века, свято веря, что современные достижения лишь испортят ее. Он так боялся пожара, что до 1900 г. использовал лишь свечное освещение, как в старину. Друзья с трудом убедили хозяина в безопасности электричества. Может быть, с тех пор и повелось проводить с мая по октябрь по субботам «Вечер при свечах», когда дворец и парк освещаются 2000 свечей и плошками с маслом, воссоздавая атмосферу XVII века. Зрелище восхитительное, жаль только, что при таком освещении невозможно разглядеть и сфотографировать все прелести интерьера и парка. Вечер при свечах заканчивается фейерверком из золотых и серебряных огней на фоне ночного неба.
С 1965 г. Во-ле-Виконт получил статус государственного исторического заповедника, хотя он и сейчас является частной собственностью наследника Сомье - графа Патрика де Вогюэ.
Пора и нам поближе посмотреть на чудо XVII века - первый классический французский парк.
Дорога, ведущая к воротам дворца, выглядит очень романтично: это довольно узкая для двустороннего движения машин аллея из могучих платанов, по которой, как кажется, должны двигаться лишь кареты и кавалькады всадников. Раньше к воротам усадьбы сходились 3 одинаковые дороги, образуя радиальное трехлучие. Наконец перед нами ограда Во-ле-Виконта, за которой виден дворец. Решетка, оставляющая открытым вид на дворец, была новшеством в XVII веке по сравнению с глухими воротами и высокими каменными оградами феодальных замков.
Прямо за воротами нас ждет огромный двор, разделенный дорожками на 4 зеленых квадрата газонов. С двух сторон двор ограничен кирпичными стенами хозяйственных служб. Справа от нас - конюшни, здесь и сейчас размещается музей исторических экипажей, слева среди прочих строений - оранжереи и церковь.
Здания служб построены из красного кирпича, с отделкой из белого камня в традиционном для Франции стиле, на их фоне дворец из белого камня празднично выделяется на фоне земли и неба.
Он возвышается на искусственном насыпном островке, окруженном широким рвом с водой, через который перекинут мостик. Ров выполняет чисто декоративную функцию, переходим его по каменному мосту, пересекаем парадный двор, поднимаемся по лестнице к дверям и с удивлением видим, что дворец просматривается насквозь: через окна нижнего этажа виден парк, раскинувшийся за залами дворца.
Во-ле-Виконт удивляет посетителей и сейчас, каково же было изумление гостей Фуке в XVII веке?! Для придворных здесь все было необычно и ново: белокаменные стены дворца, отсутствие глухой ограды вокруг него, отсутствие парадной лестницы, занимающей весь вестибюль, огромный овальный зал, откуда виден весь партер, использование зеркал для имитации оконных проемов и полный неожиданных впечатлений парк. Исчезла замкнутость пространства, характерная для феодальных замков, где все было направлено на оборону и неприступность, в Во царит миролюбие, радость жизни и открытость.
К XX веку площадь усадьбы существенно сократилась. За пределами заповедника оказались радиальные трехлучия дорог и леса, примыкавшие к боскетам. Ленотр блестяще справился с рельефными изменениями на огромном пространстве, проложив главную планировочную ось с севера на юг, собирающую воедино все части парка при прохождении через всю усадьбу. В вестибюле дворца вам предложат купить билет на балкон, находящийся на крыше. Отсюда открывается волшебный вид на весь партер, длина которого от дворца до статуи Геракла составляет 1200 м.
С высоты план оживет и предстанет во всей красе. Выйдя из дворца на первую, самую высокую парковую террасу, мы видим у подножия лестницы два симметричных партера-бродери (фр. broderie - вышивка, узор, шитье). Затейливые живые арабески из зеленых кустиков аккуратно подстриженного самшита ярко выделяются на фоне крошки красного кирпича и черного антрацита, которыми засыпана площадь партера между посадками. Бродери были полностью утрачены и воссозданы по гравюрам Сильвестра и рисункам Ленотра в 1923 г. А. Дюшеном.
В левом углу террасы находится боскет «Корона». Существовавшая здесь низина была преобразована Ленотром в боскет. Это один из характерных для работ мастера боулингрин - заниженный участок партера, состоящий исключительно из зеленых стен кустарника и газона. На фоне зелени контрастно выделяется фонтан с позолоченной короной. Работающими фонтаны и каскады можно увидеть во вторую и последнюю субботу каждого месяца с марта по октябрь с 15.00 до 18.00.
Правый угол террасы занимает цветочный партер. Место фонтанов здесь пока указывают вазы с цветами.Такие партеры - вершина мастерства ландшафтного дизайна, ведь они должны сохранять свой праздничный цветущий вид постоянно. Это требует продуманной программы высадки последовательно зацветающих и сочетающихся по высоте и цвету растений, а также постоянного тщательного ухода.
Боскеты, окантованные зелеными стенами из гладко стриженых деревьев и кустарников, образуют ряд залов под открытым небом. Они служат стенами и фоном фрагментам партера. Как мебель расставляют в залах и комнатах, так во французском регулярном парке расставляют скульптуру и высаживают декоративно подстриженные кусты и деревья - топиари. Они обозначают вход в боскеты, отделяя их один от другого, или зонируют пространство партера. Их положение и форма хорошо продуманы и не случайны.
Правее цветочного партера в боскете за легкой кованой решеткой ворот находится огород. Хозяину было, чем тут похвастать перед вездесущими гостями. Блестящий садовник Лакентини впервые использовал здесь теплицы для раннего выращивания фруктов и овощей к праздничному столу. Позже вместе с талантливыми создателями дворцово-паркового ансамбля Лакентини будет приглашен королем в Версаль, где он создаст уникальный Королевский огород.
Вторая парковая терраса находится на несколько ступеней ниже первой и имеет небольшой наклон. Секрет гармонии общего вида партеров кроется в укрупнении деталей и увеличении площадей по мере удаления объектов от дворца.
Границу террас сейчас охраняют львы и тигры работы скульптора Ж. Гарде (1863-1939).Поперечная аллея у ног этих величественных хищников и является второй поперечной планировочной осью. Она проходит через Круглый пруд и упирается в Водяную решетку, которую уравновешивает решетка ворот огорода на другом конце оси. Водяная решетка представляет собой фонтан из ряда одинаковых вертикальных струй между двумя термами, украшенными лицами, олицетворяющими четыре времени жизни человека. В XVII веке по бокам терм стояли две человеческие фигуры, а не скульптуры собак, как сейчас. Водяная решетка приподнята над уровнем террасы и очень напоминает театральную сцену с кулисами. Роль кулис выполняют ступени с аналогичными фонтанами из небольших струй. Именно эта площадка послужила сценой Мольеру для спектакля «Докучные», сыгранного 17 августа 1661 г.
В день праздника придворные были потрясены сплошной блистающей завесой из струй фонтанов в Водяной Решетке. Сейчас на «мольеровской сцене» находится кафе «Сон Во», одноименное с названием стихотворения Лафонтена. Шезлонги, классическая музыка и шампанское позволят вам расслабиться и помечтать. Оно открыто во время проведения вечеров при свечах с 17.00 до 23.00. В остальное время оно обнаруживает себя лишь рядом закрытых зонтиков между двумя линиями фонтанов.
Главная ось на второй террасе прочерчена Водной аллеей, начинающейся сразу за Круглым прудом, окруженным итальянской скульптурой XVII века. Пруд является точкой пересечения планировочных осей.
При работе фонтанов над Водной аллеей висела взвесь брызг, их радужный ореол подчеркивал направление оси. Нам не удастся полюбоваться таким эффектным зрелищем, Водная аллея еще не восстановлена. По сторонам от этой аллеи находятся симметричные Бассейны Тритонов, украшенные скульптурами трубящих в раковины Тритонов в окружении шаловливых малышей-путти и наяд.
Парк спроектирован Ленотром так, что из любой точки партера мы видим дворец как центр композиции. /2 фото/ Кроме того, каждый уголок мог служить декорацией для любого шоу. Эту особенность охотно используют современные кинорежиссеры, снимая исторические фильмы в Во. Здесь были сняты «Лунный странник» 1979г, «Человек в железной маске» 1989 г., «Дочь д’Артаньяна» 1994г., «Ватель» 2000г.
Воде Ленотр уделял огромное внимание. В его парках вода всегда присутствует во всем своем разнообразии. Она то рвется в небо из фонтана, переливаясь всеми гранями бриллиантовых струй, то шумит мощным водопадом, то лежит безмолвным зеркалом, то журчит ласковым ручейком.
Он мастерски сочетает различные элементы ландшафта, даря зрителям быструю смену впечатлений. В конце Водной аллеи Ленотр приготовил очередной сюрприз для зрителей: зеркало в виде огромного прямоугольного бассейна площадью 4000 кв. м. В безветренную погоду в нем видно полное отражение дворца.
Справа от бассейна Зеркало расположен грот Исповедальня. Его внутреннее пространство разбито арками на небольшие ниши, похожие на церковные исповедальни. Со смотровой площадки над гротом открывается великолепная панорама парка.
От самого дворца мы заметили, что главная ось упирается в массивный Грот Речных Богов. Строение Грота окантовано с обеих сторон лестницей, восходящей на зеленый холм. Подойдя вплотную к краю террасы, мы обнаруживаем, что дорога вдруг обрывается, земля уходит из-под ног, и мы стоим на высокой подпорной стене, украшенной Каскадом и скульптурными группами детей с гиппокампами. Неожиданность эффекта обеспечивает большой перепад высот. Со стены Каскада открывается прекрасный вид на холм с Геркулесом и пройденный нами партер, а внизу у наших ног лежит еще один, на этот раз водный партер, находящийся примерно на 4 м ниже второй террасы. Его главными элементами являются вода и скульптура.
Согласно плану Ленотра, в глубокой лощине, по дну которой струилась речка Анкей, разместился водный партер. Русло было развернуто и преобразовано в Канал длиной 1000 м и шириной 40 м, который и стал третьей поперечной осью в его плане. Спускаемся по крутой лестнице в Водный партер, оставляя наверху всю суету и шум многолюдного праздника, здесь нас обступает тишина, покой и умиротворяющий плеск струй. У подножия Каскада лежит обширная площадка, засыпанная белой крошкой известняка.
Вода отрезает дальнейший путь по центральной оси парка и, чтобы дойти до подножия статуи Геркулеса, нужно обогнуть канал, завершающийся на востоке огромной круглой чашей, которую окрестили Сковородой за ее форму, или переплыть канал на лодке. На старинных гравюрах видны плавающие по каналу лодки, которые разворачивались в этом пруду. Во время королевского приема лодки для катания гостей были оформлены в виде огромных лебедей.
Противоположный берег Канала украшен Гротом Речных Богов, напротив которого Канал расширяется, словно желая ласково лечь у ног своих повелителей. Речные боги, высеченные по рисункам Н. Пуссена в XVII веке, задумчиво смотрят на свое отражение. Скульптура Тибра находится в левой нише Грота, а Анкея - в правой. Удивительное, настраивающее на философский лад зрелище представляют собой два Анкея: скульптурное олицетворение реки грустно смотрит на собственное отражение и, наверное, вспоминает праздник Фуке.Между нишами Грота находятся семь сводов с углублениями в рустованной стене и барельефами атлантов.
У подножия Грота Речных Богов в расширении канала раньше размещалась скульптурная группа со статуей Нептуна. Сейчас это место пустует.
За Гротом Речных Богов на последней террасе парка, полого спускающейся к каналу, таился последний сюрприз Ленотра - бассейн Сноп. Это был апофеоз композиции: он находится выше Грота Речных Богов и доминировал над всем парком. Его название произошло от мощных струй фонтана высотой 3 м, вздымающихся вверх в виде снопа. На картине «Визит Марии Лещинской в Во в 1727 г.» мы видим имение во время правления Людовика XV. Здесь показаны все фонтаны в действии, на первом плане - фонтан Сноп и водопады Каскада.
Вот мы и добрались до могучей фигуры Геркулеса, в которую упирается главная планировочная ось усадьбы. Не будь скульптура столь атлетической, она, может быть, и не сдержала бы всей мощи центральной оси, упирающейся в грудь Геркулеса. До XIX в. перспектива главной оси оставалась открытой, как в последующих работах Ленотра, пока копия статуи Геркулеса работы Фарнезе не была возвращена на свое место.
Праздник в Во-ле-Виконте завершился фейерверком в иллюминированном парке, поставив завершающий восклицательный знак в конце этого незабываемого дня. Теперь мы видим, что у знаменитого версальского парка и проводимых там праздников Людовика XIV был достойный предшественник.
Впечатления от посещения Во не прошли даром для Людовика XIV: он заразился одной из самых разорительных болезней - манией строительства. Все создатели дворцово-паркового ансамбля в Во-ле-Виконте были приглашены королем для строительства королевской резиденции в Версале . Об отказе королю и подумать было невозможно, и уже спаянный коллектив мастеров, включавший Ленотра, Лебрена, Лево и Лакентини, приступил к работе над новым объектом, прославившим их имена на века.
Литература:
1. Абеляшева Г.В. «Фонтенбло, Во-ле-Виконт. Версаль» 1995, М., «Искусство», 256 с.
2. Sefrioui Anne «Vaux le Vicomte», Paris, «Editions Scala», 64 р.
3. Птифис Ж.-К. «Истинный д’Артаньян» 2004, М., «Молодая гвардия», 207с.
Вторым замком дня стал Во-ле-Виконт. Если про Фонтенбло я и раньше знал, то о Во-ле-Виконт услышал впервые. Эта усадьба-дворец XVII века расположена около города Мелён как раз между Фонтенбло и Парижем...
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Замок был построен в 1658-61 гг. для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV .
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
В 1641 г. 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного дворца Франции, пригласив трёх крупнейших профессионалов своего времени - архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Входной билет в замок и парк стоит 16 евро.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Здесь можно увидеть портрет самого Николя Фуке (1615-80).
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Кардинал Мазарини сделал Фуке суперинтендантом финансов в 1653 г.
Комната Николя Фуке (Сhambre de Nicolas Fouquet)
Управление Фуке ознаменовалось приведением финансов в полное расстройство и систематическим расхищением государственной казны.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Сначала его сдерживал другой суперинтендант, Сервиен, но после смерти последнего в 1659 г. грабежу уже не было больше пределов.
Спальня
Одна из самых красивых комнат дворца - комната муз (её украшают изображения 8 муз). 5 гобеленов посвящены богине Диане.
Комната муз (Chambre des muses)
С 1654 г. Фуке перестал вести ведомость получаемых доходов, тратя громадные суммы на постройки, празднества, любовниц и шпионов.
Кабинет игр
Фуке окружали художники и писатели, которым он покровительствовал (Мольер , Лафонтен и др.).
Библиотека
Даже король Людовик XIV прифигел от роскоши дворца и задался вопросом - на какие шиши это всё отгрохано?
Комната Людовика XIV
Фуке посылал королю финансовые ведомости, уменьшая цифры расходов и увеличивая цифры доходов, и не подозревал, что король вместе с главной правительства Кольбером стал тщательно проверять эти ведомости. Судьба Фуке была решена.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
В итоге, в 1661 г. Николя Фуке был арестован (кстати, всем известным нам дАртаньяном).
Буфетная
Последние 15 лет жизни Фуке провёл в заточении в замке Пиньероль (ныне город Пинероло около Турина). По одной из версий именно он является таинственным узником в железной маске.
Железная маска (Le masque de fer)
Кстати, в Во-ле-Виконт снимались сцены из фильма "Человек в железной маске" (1998) с Ди Каприо. А ранее замок поучаствовал в съёмках одной из картин про Джеймса Бонда - "Лунный гонщик" (1979).
Кухня
В комплексе также есть конюшни с экспозицией карет, но они, к сожалению, прошли мимо моего внимания.
Конюшни
После экскурсии у нас было свободное время на осмотр парка и обед. А т.к. шёл дождик, то я принял тактическое решение начать с обеда. И не прогадал.
Конюшни
По просьбам некоторых читательниц я теперь буду изредка баловать фотками своего скромного пропитания.
Обед
За соседним столиком расположилась вот такая колоритная пара.
Ресторан
Не знаю, насколько подобные маскарады проходят регулярно, но в этот воскресный день парк был заполнен людьми в старинных костюмах.
Парк
Кто-то уже приехал в своём костюме, но т.к. не у всех дома есть одежда мушкетёра, то в Во-ле-Виконт можно взять наряд напрокат.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
В итоге тех, кто был в обычной одежде, было даже меньше, чем дам в роскошных платьях.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Дождик прошёл, погода быстро пошла на поправку, и люди уже стали отдыхать на лужайках.
Статуя
Парк спроектировал лучший ландшафтный дизайнер своего времени Андре Ленотр. Позднее он создаст сад и в Версале.
Парк
В центральной части парка разместились два бассейна Тритона с фонтанами.
Бассейн Тритон (Bassin des Tritons)
Большой квадратный бассейн именуется зеркалом, т.к. хорошо отображает окружающие объекты.
Большое Зеркало (Grand Miroir Carre)
Большой канал имеет длину 875 м и ширину 35 м.
Большой Канал (Grand Canal)
Рядом льются фонтанчики, которые не видны со стороны замка.
Фонтан
Целая площадка была выделена воздушным змеям. Мастера показывали высокое искусство управления ими.
Воздушные змеи
Парк украшают многочисленные скульптуры.
Статуя
А сад имеет красивые узоры.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Сам замок со всех сторон окружён рвом с водой.
Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)
Под конец совсем распогодилось, но нам уже было пора возвращаться в Париж...
Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы.
А. Дюма.
Десять лет спустя, часть V, глава XL
.
Эта история началась с зависти. Всесильный Людовик XIV позавидовал своему министру финансов Николя Фуке и на долгие годы упрятал несчастного в тюрьму. С тех пор многие французские историки считают, что Железная маска - вовсе не брат-близнец короля, как полагал Александр Дюма, а суперинтендант финансов и обладатель великолепнейшего дворца в Во ле Виконте Николя Фуке.
Именно дворец в Во ле Виконте вызвал наибольшую зависть Короля-Солнца, да такую сильную, что при постройке Версаля над Людовиком словно нависал призрак Во ле Виконта. Король всячески пытался превзойти Фуке, создавшего у себя одно из архитектурных чудес света. В результате сложилось парадоксальное мнение, что Версаль - лишь слабое подобие Во ле Виконта.
Во-ле-Виконт (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) — классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена в 1658—1661 для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV.
Николя Фуке
Если у Во-ле-Виконта и есть какой-нибудь недостаток, то это чрезмерная роскошь. Замок Во-ле-Виконт, из-за которого лишился сна «король-солнце», построил в 50 километрах от столицы самый богатый человек Франции — суперинтендант финансов Николя Фуке. «Творение трех Ле» спроектировал архитектор Лево, декорировал художник Лебрен, а сады перед замком разбил никому тогда не известный Ленотр (для этого пришлось стереть с лица земли три деревни).
В 1641 году 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного
.
Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца.
Архитектор Луи Лево
Шарль Лебрён,художник по инртерьерам
17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен.
.
Но вместо того чтобы польстить королю, устроенный в его честь праздник с ужином на золотой посуде и необыкновенными фейерверками больно задел самолюбие Людовика. Перед его глазами маячили обветшалый Лувр и собственная нищета, едва прикрытая геральдическими лилиями.
Монарх так и не лег в приготовленную для него постель и уехал на следующий день, не сказав ни слова благодарности. Как едко заметил Вольтер , «когда праздник начался, Фуке был на вершине мира, а когда закончился — стал ничем». Уже через три недели суперинтендант финансов был арестован капитаном королевских мушкетеров Шарлем д"Артаньяном.
Судьбы опальных олигархов и в XVII веке мало чем отличались от сегодняшних — судебное преследование, тюрьма и, если повезет, изгнание. На долю Фуке выпало пожизненное заключение в крепости Пиньерол
Король конфисковал Во-ле-Виконт; команда Лево, Ленотра и Лебрена перешла на постройку королевского дворца в Версале. Сам Фуке умер в заключении в 1680 году, но его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно.
Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян
Клод Виллар
После смерти сына Фуке замок перешёл к маршалу де Виллару, после него к Шуазелям. В 1840 году герцог Шуазель-Прален убил в замке свою жену; усадьба опустела на 30 лет.
К концу XIX столетия дворец пришел было в упадок, но тут на сцене появился меценат и промышленник Альфред Сомье, который купил Во ле Виконт и превратил его в один из наиболее выдающихся частных музеев Франции. Конечно, Сомье восстанавливал Во ле Виконт не только для Франции, но и для себя, но благодаря его стараниям выиграла именно belle douce France, получившая в подарок восхитительный дворцово-парковый комплекс.
Нынешний владелец замка и окружающего его поместья в 6000 гектаров французский сахарный король Жан Сомье — человек с куда более счастливой судьбой. Он свободен, здоров и охотно демонстрирует всем свое богатство, открыв Во-ле-Виконт для посетителей. Первое впечатление от замка — восторг. Все, как и 300 лет назад, и только спрятавшаяся у лесной опушки автостоянка ненароком напоминает, что на дворе уже XXI век.
Интерьеры парадных залов первого этажа — сплошь позолота, обилие картин и статуй.
На втором — жилые покои. С третьего этажа, ранее предназначавшегося для слуг, можно подняться на крышу, ремонт которой, как говорят хозяева, сущее разорение. А подняться непременно стоит — хотя бы ради того, чтобы полюбоваться открывающейся сверху панорамой.
Стоящее слева длинное здание — бывшие конюшни, где сегодня выставлено несколько десятков роскошных карет. Напротив — оранжереи. Это про них спустя полвека после посещения Во-ле-Виконта стареющий «король-солнце» с сожалением сказал своим придворным: «Ах, вы не пробовали чудесных персиков из оранжерей господина Фуке. Вы для этого слишком молоды».
Парк
Плансадово-паркового участка
Но все-таки самое лучшее, что можно увидеть сверху, — великолепный парк, послуживший образцом при создании версальского ансамбля. Его фонтаны, в середине XVII века казавшиеся чудом и восхищавшие всех королей и принцев Европы, остаются чудом и сегодня.
По выверенным с геометрической точностью парковым аллеям, обрамленным живыми изгородями и цветочными клумбами, Фуке лично сопровождал Людовика, сгорающего от зависти. Чувство, конечно, не самое лучшее, но каждый, кто побывает в Во-ле-Виконте, сможет понять юного короля.
Усыпанные мелким щебнем дорожки, по которым в наши дни посетители ездят на взятых напрокат юрких электромобилях, обрываются у берега широкого канала. Как и в прежние времена, по нему плавно скользят лодки в форме огромных лебедей. Желающие могут продолжить прогулку на другом берегу, поднявшись по зеленой подстриженной лужайке к белой беседке-ротонде в дальнем краю парка.
Во-ле-Виконт впервые со всей полнотой отразил традиции французского регулярного барочного сада с замком (или, если хотите, замка с садом). Вся композиция состоит из трех частей: замок с парадным двором и примыкающими службами; сад по другую сторону замка с цветниками, беседками, фонтанами и прочими устройствами для увеселения; лесопарк, окружающий замок и сад. Основу сада составляет обширный партер по обе стороны главной оси композиции.
Во партер протянулся на 1200 метров от замка до статуи Геркулеса, зрительно завершающей парк. Партер (французское "на земле") - это всегда плоская, регулярно распланированная часть сада. Элементы партера Во исключительно разнообразны.
Рядом с замком симметрично к главной оси лежат цветочные "кружевные" партеры сложного рисунка, четко выделяющиеся среди почти монохромной зелени остальной плоскости большого партера. В садах Во можно найти все основные разновидности партеров. Здесь есть и партеры с арабесками - сложным орнаментом, сделанным из низко стриженного кустарника; партеры со скульптурой, фонтанами, водные партеры и, наконец, зеленый ковер перед изваянием Геркулеса.
Отдельные элементы партеров разнообразны, композиционно выразительны сами по себе. В целом они составляют обширную стройную систему с ярко обозначенными пространственными доминантами. Формирование среды во французском саду идет по линии подчинения природы геометрическим формам, противопоставляемым свободным мягким линиям полей, лесов и рек.
Важное место в композиции барочного сада занимает вода. Блестящая выдумка Ленотра -
Большой канал, <¢er> идущий поперек главной оси. Его нужно не спеша обходить вокруг, любуясь при этом динамической сменой разнообразных пейзажей. Правда, для особо важных лиц была оставлена и маленькая "лазейка": канал можно было пересечь на лодочке, следуя вдоль главной оси.Для этого в набережной канала есть специальные ступеньки. Особое место занимает канал, окружающий замок: он напоминает могучие рвы средневековых крепостей, хотя и стал чисто декоративным элементом.
Партеры и замок со службами окружены лесопарком. Высокая зелень деревьев похожа на стены, ограждающие ухоженные, филигранно отделанные партеры. Фрагменты парка, ограниченные вертикальной зеленью, называют боскетами. Они могут быть сформированы стриженными под стенку деревьями, высокими кустарниками, растениями, вьющимися по деревянным решеткам
.
Партеры и боскеты образовывали как бы залы, комнаты, уютные кабинеты под открытым небом. Зеленые уборы барочных садов немыслимы и без фигурно выстриженных кустарников и деревьев - "топиари". В Во пирамидки топиари тактично и выразительно подчеркивают основные членения большого партера.
Весь комплекс Во-ле-Виконта занимает площадь около 100 га, растянувшись с севера на юг на два с половиной километра. В эту территорию входит и лесопарк. Его пронизывают просеки, в нем есть уютные уединенные поляны. Границы лесопарка были весьма условными, он незаметно переходил в леса и поля охотничьих угодий.
Композиционный и смысловой центр Во-ле-Виконта - замок. Он принадлежит к числу лучших произведений французской архитектуры своего времени. Удивительно красивые пропорции замка и парадного двора перед ним, гармония форм и постройки в целом, ее деталей вызывают то неповторимое чувство эстетического наслаждения, которое человек испытывает в общении с шедеврами искусства.
Драгоценное ожерелье парка воспринимается как необходимая и неотъемлемая часть всего ансамбля Во. Ощущение единства построек и парка, гармония природы и архитектуры ставят ансамбль на важное место в ряду европейской архитектуры.
Замок имеет три этажа. Первый - главный этаж. Широкие лестницы курдонера ("почетного" или парадного двора) ведут в торжественный входной зал. Следуя дальше, посетитель входит в Большой Салон - высокий двусветный овальный зал, из которого раскрывается волшебная перспектива большого партера.
По сторонам двух главных помещений находится ряд других парадных залов. Самый важный из них - королевская спальня
.
Она примыкает к Большому Салону, изысканно декорирована, потолок ее сделан Лебреном. Фуке сам подбирал для этой спальни гобелены у знаменитого мастера Луки де Лейде. Именно из этой спальни, по версии Дюма, был похищен Людовик XIV и обменен на своего брата - "Железную маску"
Овальный зал
. В некоторых залах парадного этажа размещены группы восковых фигур, изображающих Фуке, короля и его двор. Может быть, этот прием и нарушает чистоту музейного показа интерьеров, но есть в нем и привлекательная сторона. Небольшие, удачно поставленные группы фигур дополняют ощущение полного романтики XVII века, которое испытываешь, находясь в замке
.
Изысканный вкус нигде не изменяет авторам интерьеров. Богатство пластики и цвета каждого из залов не противоречит гармонии архитектурного решения помещений и в то же время не нарушает композиционного единства всей анфилады. Второй этаж логично продолжает композиционный ряд залов первого этажа. Жилые комнаты здесь скромнее, но нисколько не уступают в отделке и мастерстве исполнения. Изящные, утонченные интерьеры первого и второго этажей представляют яркий контраст цокольному, служебному этажу.
Закулисная жизнь волшебного замка полна интереснейших подробностей. Об одной кухне (знаменитой французской кухне!) можно было бы написать целую поэму. Кроме того, цокольный этаж занят бесконечными кладовыми, дежурными комнатами стражи, винными погребами, наконец, таинственные подземные ходы уводят из замка в здания хозяйственных дворов и дальше - в парк, в лес, - кто знает, куда. Хозяйственные постройки стоят отдельного упоминания.
Внутри они строго рациональны, без ненужного декора. Что же касается внешнего вида, то они гармонично вписаны в ансамбль парка и замка, подчеркивая их значимость и не уступая в то же время в качестве оформления. Каждая деталь ансамбля Во, будь то наличник окна или колесоотбойная тумба, представляет собой маленький шедевр искусства. И это в немалой степени способствует тому неповторимому ощущению соприкосновения с прекрасным, которое остается после визита в Во-ле-Виконт.
Замечательное творение Ленотра и Лево оказало огромное влияние на развитие ландшафтной архитектуры #226;teau_de_Vaux-le-Vicomte%2C_septembre_2005_02.jpg border= ¢